13 июня кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному тренеру СССР и Украины В. Я. Кацману исполнилось 90 лет.
За свою более чем 60-летнюю спортивную карьеру Владимир Яковлевич подготовил 43 мастера спорта, а главным его достижением стало воспитание олимпийского чемпиона Николая Авилова. Накануне юбилея легендарный тренер вспоминает о двух судьбоносных забегах на полтора километра своего легендарного ученика.
— В 1968 году на Олимпиаду в Мехико я не поехал – не заслужил пока. Но так получилось, что наша главная надежда, выдающиеся десятиборцы Рейн Аун и Янис Ланка досрочно выбыли из соревнований. Оставался третий номер 20-летний Авилов из Одессы. Он перед последним видом – забегом на 1500 метров – имел хорошие шансы на медаль. Но тренеры перестраховались, настраивали: «Ты только до финиша добеги». Боялись, что Колька тоже сойдет с дистанции, и тогда больших неприятностей не миновать. Вот он и пробежал за 5 минут, хотя имел личный результат на высокогорье на 30 секунд меньше. Так он по вине руководителей лишился олимпийской награды.
Через четыре года в Мюнхене все было иначе. Туда я, кстати, попал случайно. На приеме у заместителя начальника Комитета по физкультуре и спорту СССР (не помню его фамилию) хозяин кабинета обратился ко мне: «Владимир Яковлевич, вы уж там присмотрите за Николаем». Отвечаю: «А я в Мюнхен не еду, не включен в делегацию». – «Как это? Почему?». Все молчат. Тогда он вежливо так спрашивает главного тренера сборной Степанчонка: «Иван Андреевич, сумеете срочно оформить для Кацмана документы?». Вопрос, как вы понимаете, риторический.
Так вот, снова последний вид, снова 1500 метров. Победа Авилова ни у кого сомнений не вызывает. Ему теперь, действительно, нужно просто в прогулочном (для себя, конечно) темпе добежать до финиша – отрыв от ближайшего преследователя составлял 600 очков! И тут подходит ко мне председатель тренерского совета сборной Куду Фрэд Оттович. «Волёдя, — говорит он со своим эстонским акцентом, – я вот посцитал и, понимаец, если он пробезит «полторацку» за 4 минуты 24 секунды, то это будет, полуцяицця, мировой рекорд». Бог мой, это после двух дней изнурительной борьбы, когда золотая медаль в кармане, он мне о мировом рекорде толкует! Я, естественно, против, но и резко возразить не могу. «Фрэд Оттович, — отвечаю, — я давить на Николая не буду. Если считаете нужным, поговорите с ним сами. Для победы ему и пяти-шести минут хватит». Пошептались они, и Колька завелся. Как он бежал последние шестьсот метров – это с ума сойти! Мотало его из стороны в сторону (печень прихватило). А трибуны скандируют: «А-ви-лов!». Пошатнулся он раз, другой, но добежал до финиша, упал полумертвый. Результат – 4 минуты 22,8 секунды, и мировой рекорд в сумме – 8454 очка! А у меня во время этого забега последние волосы на голове выпали.
После Мюнхена было еще немало радостных и не очень дней. Неунывающий, всегда позитивно настроенный, он еще много лет всю душу вкладывал в своих учеников – выдающихся и нетитулованных, «сборников» и начинающих. Несмотря на возраст, Владимир Яковлевич по-прежнему в строю. Не верите? Приходите на стадион «Динамо». С юбилеем!