Украинцам, которые массово теряют работу из-за карантина, власти обещают быстрые выплаты по безработице. Для тех же наших сограждан, которые работу официально не потеряли, но по факту все равно ничего не получают, и попросту сидят в отпусках за свой счет, сейчас появился вариант с пособием по частичной безработице, информирует Страна.ua
«Согласно принятому законопроекту 3275 (один из законов по борьбе с коронавирусом и преодолению его последствий — Ред) предусматривается выплата помощи в связи с частичной безработицей на период карантина. Новый вид соцпомощи направлен на поддержку предприятий сферы малого среднего предпринимательства, которые сократили или приостановили свою деятельность из-а COVID-19. «, — пояснил глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Но есть нюанс: обращаться в центр занятости за подобной помощью должен не работник, оказавшийся без средств к существованию, а работодатель, которому нечем платить зарплаты.
Ему обещают компенсировать из Фонда по безработице до 2/3 зарплатного фонда, но не больше чем по одной минимальной зарплате (4723 гривны) на каждого сотрудника.
По словам главы адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, работодатель должен подать в центр занятости заявление в произвольной форме, копию приказа о снижении производства с указанием сроков и дат, ведомости по каждому работнику, чье рабочее время сокращено более чем на 50%, справку об отсутствии задолженности по ЕСВ и зарплате.
По словам Александра Шубина, интерес к этой программе высокий, многие компании уже подают заявки или собираются это сделать в ближайшее время.
На самом деле у центров занятости есть повод для отказа в таких выплатах.
«Помощь по частичной безработице не предоставляется в случае наличия у работодателя задолженности по выплате зарплаты и ЕСВ. Кроме того, компаниям, чтобы получить помощь, нужно будет доказать, что рабочее время было сокращено именно по причине выполнения мероприятий, предусмотренных карантином. Простой факт сокращения объемов бизнеса во время карантина не является основанием для выплат», — отмечает Андрей Забловский.
По словам Александра Шубина, выплаты по частичной безработице прописаны в статье 47 КЗоТа. Но там указано, что они полагаются предприятиям, которые остановили производство. То есть, льгота рассчитана исключительно на производственные предприятия.
Если в перечне видов деятельности компании нет производства, это может быть основанием для отказа. И по этой причине тем, кто уже попытался подать заявления на выплаты в ЦЗ, отказали.
В правках к бюджету эту коллизию сняли. Указано, что пособия по частичной безработице положены не только производственным компаниям, но и предприятиям, которые остановили любую деятельность. То есть, по факту начисление этой помощи до сегодняшнего дня было заблокировано для большинства пострадавших от карантина фирм (а это, в основном, сфера услуг).
Сейчас ограничения формально сняты, то есть, на выплаты по частичной безработице смогут претендовать многие компании — от производства до сферы услуг (торговые центры и рестораны).
«Порты, авиакомпании, «Укрпочта», «Укрзализница», средний и малый бизнес — все они смогут идти по этой статье и обращаться за компенсациями. Это могут быть выплаты для миллионов работников. Только по предварительным подсчетам, на них потребуется 12-13 млрд гривен, то есть, двойной бюджет Фонда по безработице. На самом деле сумма может быть еще больше», — говорит Шубин.
Главный вопрос — есть ли на все эти выплаты деньги в бюджете?
«Правительство отдает себе отчет о огромных суммах, которые надо будет направить на эти расходы. Поэтому, в бюджет Украины закладываются изменения и резкое увеличение финансирования в числе прочего и упомянутых статей», — написал в соцсетях Арсен Аваков.
«Читаю я все это, и думаю, из какого космоса люди прилетели. Поток людей на биржу труда в ближайшее время резко вырастет. В Украине всегда был большой теневой рынок труда, и карантин ударил по нему в первую очередь. Сфера услуг, торговцы на рынках сидят сейчас без работы и им нужна хоть какая-то копейка, чтобы выжить. Все они потянутся за пособиями по безработице. Плюс на биржи пойдет часть заробитчан, вернувшихся в Украину. То есть, уже в ближайшее время вместо порядка 400 тысяч официальных безработных у нас будет миллион, а в последующем — 2-3 миллиона или даже больше«, — подсчитал Кравченко.
«Можно прогнозировать, что на май-июнь рынок труда пополнится, как минимум, миллионом безработных, Учитывая, что кардинально уменьшатся выплаты ЕСВ, нагрузка на центры занятости будет достаточно большой», — говорит Балабанюк.
Понятно, что те, кто работал неофициально, смогут претендовать только на минимальные выплаты в тысячу гривен.
И, по словам Шубина, банкротом Фонд по безработице они не сделают.
Но ситуация может кардинально измениться, если за пособиями пойдут те, кто был оформлен официально, пусть даже и на минимальной зарплате (в ресторанах и в торговых центрах, например).
Бюджет Фонда по безработице на этот год — 15,5 млрд гривен. Из них на пособия по безработице запланировано 12,2 млрд. Смету готовили еще в январе, а формировалась она осенью прошлого года, с учетом старого макроэкономического прогноза. В котором не было коронавируса, спада ВВП и роста безработицы (наобррот, прогнозировалось ее снижение почти на 7%).
Единственное изменение, которое было внесено на данный момент — по выплатам по частичной безработице добавили 100 млн гривен (этот фонд в итоге составляет 110 млн).
«Но этих денег хватит двум центрам занятости на три недели. Они быстро закончатся», — говорит Кравченко.
«Только «Турбоатом» подал такую заявку, что сразу выбрал всю сумму, запланированную для восточных областей», — добавил Шубин.
Только по выплатам по частичной безработице (если их откроют для всего бизнеса, а не только для производственников) понадобится 12-13 млрд гривен, а то и больше.
Также будут увеличенные потребности на выплаты по безработице.
«Вместо 7% снижения безработицы мы получим ее рост на 15%, то есть, потребности вырастут на 22%», — подсчитал Шубин.
В то же врем реальные поступления в Фонд по безработице уже сейчас сокращаются. Напомним: этот фонд наполняется за счет ЕСВ. В него идет до 4,8% от единого социального взноса (остальные части делают Пенсионный фонд и Фонд по социальному страхованию). То есть, чем глубже кризис и хуже работает экономика, тем ниже поступления по ЕСВ.
«Поступления по ЕСВ за время карантина уменьшились в среднем в 5 раз, а то и больше. Если ранее ежедневно поступало 50-70 млн гривен, то теперь бывает и по 5-7 млн, а в хорошие дни — по 10 млн», — рассказал «Стране» Шубин.
Количество зарегистрированных безработных при этом растет. Если до карантина подавалось 2,5-2,6 тысяч заявок в день, то сейчас — до 7 тысяч. И эта цифра с каждым днем увеличивается.
То есть, на выплаты Фонду может понадобится двойной бюджет или даже больше, в зависимости от того, сколько реально людей придет за пособиями.
И, как говорит Шубин, «не исключены кассовые разрывы», проще говоря, задержки по выплатам. То есть, формально человеку насчитают пособие, но только на бумаге — получить его можно будет не сразу, а как нибудь потом.
Сергей Кравченко говорит, что случаи задержек по регионам уже есть, хоть и не массовые. «В крупных ЦЗ платят стабильно, а по мелким уже есть проблемы, зафиксированы задержки до недели», — утверждает он.
Александр Шубин говорит, что о задержках по выплатам не слышал, если они и есть, то связаны, скорее, с неправильным планированием на местах. Но в будущем, если Фонду существенно не увеличат бюджет, все может быть.
«Обещали добавить из Фонда по борьбе с коронавирусом. Но пока неизвестно, сколько именно дадут», — сказал он.
Премьер Шмыгаль с трибуны Рады заявлял, что средства Фонда по COVID-19 будут направлены, в том числе, и на помощь людям, потерявшим работу. Но на этот Фонд, финансирование которого все время срезают (теперь в нем уже только порядка 64,6 млрд хотя изначально стартовали со 124 млрд), много других претендентов. Так что непонятно, сколько в итоге выделят на безработицу.
«На самом деле у нас надежда даже не на него. Если бы государство бросило все силы на поддержку отечественного производства и переключило бы все заказы и подряды на украинские предприятия, это позволило бы увеличить обороты бизнеса и дало бы дополнительно 300-700 млрд гривен. Соотвественно, увеличились бы и поступления от ЕСВ. Но для этого нужно в том числе политическое решение. Ведь сегодня многие госзаказы выполняют иностранные компании, а за бюджетные средства закупается импортная продукция. Соответственно, на нашу экономику эти деньги фактически не работают», — подытожил Шубин.