В стране разгорается новый скандал – теперь концессионный. Закрутился он после сообщения о том, что правительство собирается отдать «Укрзализныцю» в управление немецкой компании Deutsche Bahn сроком на 10 лет. Об этом на днях в Давосе заявил премьер-министр Алексей Гончарук.
Дополнительную же сумятицу внесли немцы, которые вдруг уточнили, что брать железную дорогу в управление они все-таки не намерены, а готовы лишь консультировать. Однако консалтинг – услуга дорогая, а Deutsche Bahn – не благотворительная организация. Консультирование «Укрзализныци» может обойтись в миллионы евро, считают эксперты. Возникает вопрос: а нуждается ли украинская железная дорога в столь дорогих консультантах?
Увы, Украина – благодаря усилиям правительства «неэкономистов» — готова раздавать направо-налево народное достояние, лишь бы получить похвалу от заокеанского дяди.
Ну, а иностранные «партнеры» довольны. В недавно принятом законе о концессии ответственность концессионеров за государственные объекты, практически, не прописана. То есть можно из госпредприятия выжимать по максимуму, загонять в долги, чтобы потом забрать в счет погашения акции той же «Укрзализныци». Увы, такая тактика ведения бизнеса идеально отвечает украинским реалиям, в которых «революционные» решения – по той же концессии – живут от одних выборов до других. Значит, нужно спешить грабить…
Во всей этой истории самый большой риск – потерять грузовое направление, которое еще привлекательно для бизнеса. А если это произойдет, можно ставить крест и на пассажирских перевозках, которые частично дотируются за счет грузового сегмента. Цены на билеты вырастут в 3-4 раза.
Но «Укрзализныцей» история раздачи стратегической инфраструктуры не завершилась. Президент Владимир Зеленский заявил о желании сдать в концессию морские порты. Первая ласточка уже есть. На днях Херсонский морской порт перешел в концессию компании «Рисоил», которой владеют грузинские бизнесмены. На очереди порт «Ольвия» в Николаеве. Затем к концессии сроком на 30 лет будут готовить порты в Одессе, Мариуполе, Бердянске и Черноморске.
Отдав в частные руки железную дороги и морские порты, государство сохранит у себя из объектов стратегической инфраструктуры только автомобильные дороги. В нынешнем состоянии они никому не интересны…