Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

У истоков Черноморского парового пароходства: первый рейс парохода «Одесса»

191 год назад, 23 июля 1828 года вышел в первый рейс пароход «Одесса».

Самым первым русским пароходом на Черном море был небольшой буксир «Везувий», построенный в 1820 году.  С 1823 года начал работать построенный во владениях графа Воронцова пароход «Надежда» — сначала он ходил из Херсона в Николаев, а с июля 1827 г. перешел на линию Одесса — Херсон. В 1825 году в Николаевском адмиралтействе построили первый военный пароход «Метеор».

Губернатор Михаил Воронцов пожелал, чтобы у Одессы был собственный коммерческий пароход, пригодный для плаваний в открытом море, о чем он и написал командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Алексею Грейгу:

«Пароход в Одессе устраивается для перевозки как тяжестей, так равно путешественников и их экипажей, а потому нужно устроить его таким образом, чтобы в нем были, подобно аглицким, хорошо отделанные каюты и помещение для двух или трех карет».

Подрядчик, купец из Херсона Варшавский, строил пароход долго, даже не зная, что он будет предназначен для перевозки пассажиров. «Одесса» получилась совсем небольшим судном длиной 37,4 м и шириной 7,5 м. В дополнение к массивным гребным колесам имелось и полное парусное вооружение. На пароходе были четыре каюты первого класса, 24 ниши с кроватями (некий аналог купе) для пассажиров на средней палубе и места для трех десятков пассажиров на палубе. Билет до Ялты стоил, соответственно, 60, 40 и 15 рублей.

23 июля 1828 года пароход вышел в первый рейс. Он сопровождался многочисленными поломками, пароход на обратном пути попал в сильный шторм. Паровая машина мощностью в 70 лошадиных сил оказалась слишком слабой, а запас дров для нее недостаточным. В итоге первое путешествие вместо пяти дней продолжалось двенадцать.

Уже в 1835 году «Одесса» совершила последнее плавание, прослужив всего лишь семь лет. Ее паровую машину установили на новый пароход «Митридат». Для сравнения: многие парусные военные корабли XVII-XIX веков могли оставаться в строю даже по сто лет. Тем не менее, «Одесса» была у истоков парового судоходства на Черном море.

Добавить комментарий

«Не скажет ни камень, ни крест, где легли…»

Время должно отстояться, чтобы, заглядывая в его глубины, мы могли разглядеть доселе не увиденное, а может, совсем забытое. Такие чувства посетили меня, когда перебирала архивную папку своего отца, писателя-мариниста Ивана Гайдаенко, посвященную героизму моряков-черноморцев во время Великой Отечественной, и наткнулась на документы, повествующие о непростой судьбе пассажирского теплохода «Сванетия».

Вместо Мемориала Небесной сотне – банальная афера с «исчезновением» почти 150 миллионов гривен

Накануне 7-й годовщины евромайдана произошло событие, которое красноречиво продемонстрировало человеческую суть всех этих «революционеров», которые, перевернув страну с ног на голову, все это время прикрывались громкими фразами и высокими идеалами. Но оказалось, что они банальные ворюги. Более того, циничные до омерзения, так как крадут на самом святом, что есть у них.

Символ бессилия властей и безнаказанной халатности

В минувшее воскресенье исполнился ровно год с момента крушения танкера Delfi в акватории Одесского залива. Это событие стало своеобразной лакмусовой бумагой, которая безжалостным и безапелляционным индикатором высветила «кто есть кто» в политической среде Одессы и страны в целом. Как отметила народный депутат Украины от политической партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Татьяна Плачкова, «…танкер за время своего нахождения на пляже стал не только символом импотентности властей, но и символом безнаказанной халатности».

Второе европейское «золото» Юрия Захареева

Блестяще выступили украинские боксеры на чемпионате Европы среди молодежи, завершившемся в черногорском городе Будва. В турнире приняли участие 175 спортсменов из 22 стран Старого Света.