Героический 1941-й. Ценой огромных потерь, вводя в бои все новые и новые воинские части, неприятель теснил защитников Одессы. К середине сентября длина морского побережья, которое находилось в руках героев обороны, сократилась до 30 километров. Враг смог, установив дальнобойную артиллерию, обстреливать город с севера, его предприятия и жилые кварталы, порт и суда на подходах к порту. Корабли Черноморского флота, выходя на позиции в районах Чабанки, Большого Фонтана, подавляли батареи врага, но вместо уничтоженных орудий подвозились новые. Фашисты обрушивали все больше бомб и снарядов на город.
В этих условиях советское командование приняло решение нанести удар по врагу в Восточном секторе обороны. Удар с фронта и по тылам противника должен был способствовать наступлению войск Одесского оборонительного района между Куяльницким и Аджалыкским лиманами.
План контрудара был тщательно разработан, его подготовка велась строго секретно. Главный удар наносили 421-я и 157-я стрелковые дивизии. Их действия были подготовлены тактическим морским и парашютным десантами в тыл врага, ударами по резервам противника авиацией Черноморского флота и 69-го авиаполка Приморской армии.
421-я стрелковая дивизия, получившая наименование Одесская, была сформирована в ходе боёв из отдельных частей, стоявших на позициях Восточного сектора. В нее вошли уже прославившиеся в боях 1-й полк морской пехоты и 26-й пограничный полк НКВД, пополненные воинами 64-го отдельного пулеметного батальона, 1-го батальона 136-го запасного полка, батальона 249-го конвойного полка НКВД и народными ополченцами.
Пока рубежи обороны удерживались прежними силами, в Одессу по просьбе Военного совета OOP Ставкой Верховного Главнокомандования была переброшена из Новороссийска новая кадровая дивизия. Эта прекрасно вооруженная и обученная 157-я дивизия предназначалась в первую очередь для готовящейся наступательной операции. Здесь, под Одессой, ей предстояло принять боевое крещение.
Морской десант в районе села Григорьевка был осуществлен доставленным сюда 3-м полком морской пехоты, сформированным в Севастополе. 22 сентября корабли эскадры Черноморского флота нанесли огневой удар по врагу всей мощью своей артиллерии и высадили десант. С неба авиация наносила удар по резервам и аэродромам противника.
В 8 часов утра после получасовой артиллерийской подготовки части 421-й и 157-й стрелковых дивизий при поддержке истребительной авиации, артиллерии и танков перешли в наступление в направлении сел Александровна и Гильдендорф (ныне Красноселка). Фашисты упорно сопротивлялись. Пути наступающим преграждали многочисленные огневые точки, проволочные заграждения, окопы и приспособленные к обороне каменные дома.
Овладев Фонтанкой, продвигался с боем к Большому Аджалыкскому лиману полк Я. И. Осипова. При поддержке 54-го полка 25-й Чапаевской дивизии моряки прорвали все преграды, разгромили врага и ночью в районе Александровки встретились с моряками-десантниками 3-го полка, продвигавшимися им навстречу по тылам противника с востока.
В результате контрудара враг был отброшен на 5—8 километров, разгромлены две его дивизии. Противник потерял около 6000 солдат и офицеров, из них 2000 убитыми. Наши части захватили большие трофеи — 39 орудий, 15 минометов, 127 пулеметов, 1100 винтовок, много другого оружия и боеприпасов, уничтожили много самолетов и танков.
Военный совет OOP объявил благодарность всему личному составу частей и кораблей, принимавших участие в контрударе. Успех этой операции поднял боевой дух защитников Одессы.
В память об этом событии в селе Александровка Коминтерновского (ныне — Лиманского) района на трехступенчатой площадке кургана установлена массивная стела, выполненная из бетона с включениями розового камня. На ней — барельефное изображение устремленных в атаку матроса и солдата и надпись: «Если пал человек, чтобы жизнь сохранить человеку, значит верно он жил, значит умер не зря».
Стрелообразная форма монумента подчеркивает стремительность и мощь молниеносного удара по врагу. На стеле сделана еще одна надпись: «Здесь 22 сентября 1941 г. воины 421-й стрелковой дивизии соединились с моряками-десантниками 3-го полка морской пехоты, нанеся контрудар по врагу. В результате комбинированного удара город Одесса и порт были избавлены от вражеских артиллерийских обстрелов». На другой стороне монумента памятная дата — «1941». Памятник, созданный по проекту архитекторов И. И. Рендино, В. К. Шевченко и скульптора А. Е. Чубина, открыт в октябре 1967 года.
Два слова — «морская пехота»… Свидетель обороны писатель Леонид Соболев писал: «Здесь, в Одессе, рождалась в те дни бессмертная слава морской пехоты… Здесь, в Одессе, было положено начало сияющим подвигам морских бригад и полков, дравшихся потом под Севастополем и под Новороссийском, на горных перевалах Кавказа и в степях Кубани, на Таманском полуострове и в Керчи». Так сражались краснофлотцы 1-го полка морской пехоты полковника Я. И. Осипова. Яков Иванович Осипов прибыл в полк в середине августа, когда тот оказался в критическом положении. Враг настойчиво пытался прорвать оборону между Аджалыкским и Большим Аджалыкским лиманами. Выйдя к морю, овладев позицией 412-й береговой батареи, поддерживавшей своим мощным огнем оборону Восточного сектора, он получал возможность обстреливать дальнобойной артиллерией порт, через который осуществлялась связь осажденного города с Большой землей.
С 19 августа жестокие бои шли севернее Чабанки. Основная задача полка формулировалась предельно кратко: «Ни шагу назад». Позади была 412-я батарея, берег Одесского залива. Рота морских пехотинцев капитана А. С. Ламзина в бою оказалась отрезанной от своей части. Гитлеровцы атаковали позиции, пытаясь уничтожить моряков. Проявив мужество и смекалку, краснофлотцы контратакой смели противника и соединились с полком морской пехоты, нанеся врагу большой урон — подбили 2 танка, уничтожили более 200 фашистов. Капитан А. С. Ламзин был награжден орденом Ленина.
Утром 24 августа морские пехотинцы вместе с пограничниками и народными ополченцами пошли в наступление против врага, рвавшегося к морскому заливу, и разгромили противника. Враг потерял в этом бою 300 солдат и офицеров. Смертью храбрых погиб комиссар батальона морской пехоты старший политрук Анисимов.
На восточной окраине села Новая Дофиновка у трассы Одесса—Николаев устремлен в небо трехгранный шпиль. На двух его гранях, обращенных к дороге, укреплены чеканные металлические барельефы — солдат с автоматом и матрос со знаменем устремлены в неудержимом порыве в бой за Родину. Рядом на беломраморной стеле надпись, рассказывающая о тех, кто стойко сражался здесь в Восточном секторе обороны: «На этом рубеже в 1941 году воины 1-го полка морской пехоты, 28-го пограничного полка, артиллеристы 134-го гаубичного артполка, 412-й батареи береговой обороны, 379-го отдельного батальона связи при поддержке кораблей Черноморского флота героически защищали Одессу от фашистских захватчиков».