Закон, который предусматривает переход средних школ на украинский язык, приняли еще в 2017 году, и реформа эта продолжается по сей день. С сентября 2020 года абсолютно все русскоязычные школы перешли на украинский язык обучения. Родной для 95% одесситов русский язык теперь официально считается языком национальных меньшинств, при этом он был лишен даже присущих другим языковым группам привилегий.
По новому закону об образовании русскоязычное «нацменьшинство» не относится к народам, «не проживающим в среде своего языка, у которых нет государства, которое бы этот язык защищало и развивало», как, например, крымские татары, которые имеют право учиться на крымскотатарском языке с 1-го до 11-го (12) класса вместе с изучением украинского языка.
Среди официальных 24 языков Евросоюза русский язык тоже отсутствует, что не дает русскоязычному населению нашего региона воспользоваться правом обучения на языках нацменьшинств ЕС.
Фактически, по новому закону, русский язык можно будет изучать только на факультативах и при внеклассном обучении.
С сентября этого года школы, в которых преподавали на русском языке, должны с пятого класса перейти на украинский. И если в начальных классах какое-то время часть предметов будет частично подаваться на русском языке, то с пятого класса школьники обязаны перейти на полное обучение на украинском языке.
Возможность обучения родному языку останется разве что в частных школах. Согласно новому закону, частные учреждения, которые обеспечивают получение полного среднего образования, могут самостоятельно выбирать язык обучения. Кроме школ, которые получают государственное финансирование. Несмотря на это, частные школы также должны обеспечить надлежащее изучение государственного языка.
По мнению кандидата в депутаты Одесского городского совета Виктора Баранского, скандальный законопроект и текущая реформа не сделают Украину сильнее. Растущее недовольство русскоязычных украинцев создает условия для конфронтации внутри украинского общества.
«Когда наблюдаешь реакцию людей на все эти скандальные нормы о принудительной украинизации, штрафах и языковых инспекторах, создается впечатление, что нагнетание обстановки и было основной целью этой реформы. Очередная попытка использовать языковой вопрос с пользой, но вот только не для языка и не для украинских граждан. Все эти «языковые нормы» принимаются для того, чтобы увести внимание людей от неподъемных тарифов, растущих цен, курса доллара, разваливающейся медицины и общего падения уровня жизни», – уверен Виктор Баранский.