Он обеспечивал «Дорогу жизни» в небе блокадного Ленинграда, его «ласточку» сбивали, он получил контузию, обширные ожоги лица, рук, тела, перенес свыше тридцати операций и продолжал летать на протезах, лишившись обеих ног! Он – одессит, сын полка, Леонид Белоусов.
Маленький Леня родился в Одессе, в рабочей семье. В 7 лет мальчик остался сиротой, был беспризорником. Началась Гражданская война и мальчика-сироту взяли воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии. Три года «сын Полка» разделял с военными все тяготы и невзгоды. После окончания военных действий идет работать на одесский завод им. Январского восстания, в паровозоремонтный цех. Заканчивает школу рабочей молодежи и поступает в Одесское пехотное училище. Но пехота ему не по душе, и в 1935 г., Леня оканчивает школу военных пилотов в г. Борисоглебске. Затем была война с белофиннами в 1939—1940 гг., а после Великая Отечественная…
Свою первую контузия и обширные ожоги лица и тела Леонид Белоусов получил еще в мирное время. На аэродроме, где он служил до войны, прозвучал сигнал боевой тревоги. Воздушное пространство СССР нарушил чужой самолет. На перехват его полетел Белоусов. Нарушитель счел за лучшее поскорее удрать, а Белоусов возвращался на свой аэродром. Посадку пришлось делать в густом снегопаде. Машина на посадочной полосе внезапно опрокинулась и загорелась. Как следствие – много месяцев на больничной койке, и свыше 30 операций. Никто не думал, что он когда-нибудь вернется за штурвал. Но он вернулся.
В начале ВОВ Белоусов командовал эскадрильей «чаек», участвовавшей в боях на полуострове Ханко. К концу первого года войны враг потерял там 52 машины. Три вражеских самолета поджег лично Леонид Белоусов. Его представили ко второму ордену Красной Звезды.
Майор Белоусов еще более 150 раз поднимал свой истребитель в балтийское небо. Прикрывал Дорогу жизни, сопровождал бомбардировщики, летал в разведку. В одном из неравных воздушных боев вдруг стали непослушными ноги. Последствием прошлых ранений стала гангрена. Белоусова, бывшего к тому времени уже командиром истребительного полка морской авиации, эвакуировали в Алма-Ату, где ампутировали вначале левую, а потом и правую ногу…
А в апреле 44-го майор Белоусов неожиданно для всех прибыл в родной полк. На протезах, с палочкой, ему разрешили тренировочные полеты. А уже 7 июля 1944 года Леонид Белоусов снова сел за штурвал истребителя Ла-5! Бывший одесский беспризорник повторил судьбу легендарного Маресьева.
Были потом еще боевые вылеты и сбитые вражеские самолеты, орден Отечественной войны 1 степени и другие награды. За образцовое выполнение боевых заданий командования в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом доблесть и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР бывшему командиру авиаэскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ СССР майору Белоусову Л. Г. присвоено звание Героя Советского Союза.
Если вы хотите видеть больше таких историй, подписывайтесь на группу «Правда за Одессу» в социальной сети Фэйсбук