Пока идет война, родители часто вынуждены прятаться с детьми в укрытиях. Но у многих украинских детей, привыкших жить в мирной и красивой стране, это вызывает страх. Наша главная задача сегодня – максимально сохранить для них детство и защитить. Пресс-служба мэрии Одессы публикует инструкцию, что нужно делать родителям в укрытии для поддержки детей.
Наблюдайте за состоянием ребенка и реагируйте на его потребности. Спросите, как он себя чувствует. Пусть все расскажет. Не игнорируйте, даже если потребности в это время вам могут показаться не слишком серьезными. Проговаривайте и проявляйте эмоции.
Обнимайте ребенка чаще. Так он чувствует себя защищенным.
Старайтесь воспроизвести свой обычный дневной режим. Это касается еды, игр и сна.
Заботьтесь о себе и о ребенке. И обязательно говорите об этом ребенку.
Разговоры заканчивайте осторожно. Говорите, что мы справимся со всем.
Мы должны максимально сберечь психику и жизнь наших детей в сложное время.
Советы от ЮНИСЕФ: Поддержка родителей и детей во время войны
Как родителям поддержать ребенка в укрытии?
— Составьте маршрут до укрытия, проговорите ребенку инструкцию по последовательности его действий. Говорите короткими фразами.
— Нарисуйте карту укрытия, изобразите локации в укрытии: что и где находится, как оно функционирует, где вход и выход, где ваше место, где будут находиться родные (нарисуйте, изобразите, напишите – дети лучше воспринимают, если это будет визуализировано).
Наблюдайте за состоянием ребенка и реагируйте на его потребности. Задавайте ребенку открытые вопросы, следите за эмоциональной реакцией ребенка и уровнем его активности. Важно, чтобы ребенок проговаривал, задавал вопросы, проявлял свои эмоции.
Если ребенок впал в состояние ступора, то важно вернуть его в вербальную коммуникацию и активную деятельность.
Для этого задайте 3 вопроса и ждите ответа.
К примеру:
-Тебя зовут Наталья, да?
-Ты сейчас стоишь, да?
-Ты одета в красную кофту, да?
Можно также массировать кончики пальцев, мочки ушей, предложить игру, или же дать задание, ориентированное на действие (принеси, подай, сделай). Также дать выпить воды, чая, поесть и обнять.
Реагируйте на потребности и удовлетворяйте их по возможности. Это вернет ребенка к ощущению безопасности.
Проговаривайте и проявляйте эмоции. Если ваш ребенок переживает или чувствует злобу из-за происходящего вокруг, фразы «не переживай» или «тебе не стоит злиться» не успокоят ребенка.
Вместо этого скажите: «Я вижу/мне кажется, что ты напугана/сердишься». Так ребенок будет понимать, что он не остался один на один со своими переживаниями.
В качестве поддержки не стоит давать обещаний, которые не зависят от вас: «все будет хорошо», «ничего не произойдет», зато скажите: «что бы ни случилось, главное – мы вместе».
Если дети играют или рисуют войну – не запрещайте им. Проиграйте, прокричите, озвучьте или визуализируйте эмоцию (например, рычи как собака). Так вы можете помочь справиться с эмоциями и снизить уровень тревоги и напряжения.
Обнимайте ребенка. Телесный контакт поможет снизить уровень напряжения и помочь ребенку успокоиться. Можно попробовать одно из упражнений:
— «Объятья бабочки» – ребенок обнимает свои плечи двумя руками и может себя похлопать по плечам.
— «Водопад» — взрослый подходит к ребенку и руками поглаживает с плеч и по пояс, словно снимая что-то с плеч.
— «Кокон» – правая рука ребенка занимает левое плечо, а левая рука живот.
Помочь выйти из состояния ступора и снизить уровень стресса может стабильное дыхание. Для этого попробуйте такое упражнение: вдох носом и медленный выдох ртом, можно со звуками «А», «О», эффективно также дыхание животом. Восстановление стабильного дыхания и физической активности поможет снизить уровень воздействия и стресса на организм.
В момент неопределенности важно воспроизводить последовательность дня. Это даст чувство контроля над собственной жизнью. С самого утра и до вечера, загибая пальчики, проговаривайте и воспроизводите последовательность дня.
– Заботьтесь о себе. Вы лучше поможете ребенку, если будете заботиться о себе. Ребенок видит, как вы реагируете на новости и копируете вас. Поэтому для ребенка важно понимать, что вы сохраняете спокойствие и имеете план действий.
— Если вы озабочены или расстроены, найдите время для себя, по возможности, пообщайтесь с друзьями и родными. Важно услышать голос других. Это придаст ощущение единства и связи с миром.
– Осторожно заканчивайте разговоры. Ребенку важно знать, что он не останется в одиночестве. Когда вы завершаете разговор, оцените эмоциональное состояние и уровень физической реакции: наблюдайте за языком тела, оценивайте уровень беспокойства, завершайте на положительном. Создайте общие традиции завершения дня (обниматься, молиться, пить чай или петь).
— Ограничьте количество разговоров и прослушивание новостей о войне в присутствии ребенка.
— Предоставляйте ребенку только проверенную информацию, делайте это дозированно и по возрасту.