Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Дмитрий Хамула: увлекательная история изразцового камина из дома Поммера

    Особняк по адресу Сабанеев мост, 3 был построен по проекту архитектора Вильгельма Кабиольского, и является памятником архитектуры местного значения.

    В 1893-1894 гг. Дом принадлежал А.Ю. Поммеру, который был управляющим в Одесском торгово-промышленном коммерческом банке, а затем, в начале 1890-х годов — в Одесском отделении Русского для внешней торговли банка.

    Будучи вынужденным по службе уехать из Одессы на постоянное место жительства в столицу, Поммер в самом конце 1890-х гг. продал дом С.Н. Колачевскому — гласному городской Думы, члену комиссии по заведованию городскими лечебными заведениями.

    В начале 2000-х в здании располагалось Управление по вопросам культуры и искусств Одесского горсовета, Городская театральная школа, а также художественная муниципальная галерея «Мост».

    Особняк отличается роскошеством как внешних форм и декора, так и внутреннего убранства.

    Помимо богатого лепного декора, привлекают внимание сохранившиеся в нём изразцовые печи и камины.

    Согласно планам двух этажей, всего в доме располагалась 11 печей (в это же общее число входили и камины). О истории этих произведений искусства расскажет Один из них представлен на нашем рисунке:

    Обычно для однозначной атрибуции (т. е. определения) продукции изразцово-кафельных и гончарных заводов требуется увидеть на обратной стороне изразцов клеймо производителя. Однако, в данном случае это не представляется возможным. Нам остаётся анализировать его внешние формы, дизайн, лепной декор, которые находят определённые аналогии среди каталогов печей и каминов как минимум двух производителей подобного рода продукции, а именно изразцово-кафельного завода Цельм и Бем в Риге

    и завода АБО в городке Або (ныне Турку, Финляндия). Так, финский завод Або функционировал с 1873 по 1946 гг. С 1886 г. он становится Акционерным обществом, — Turun Kaakelitehdas Oy.

    Согласно прейскуранту данного завода указанная модель камино-печи значится под номером 96

    и представляет собой одну из уникальных разработок художника и архитектора (дизайнера, как бы мы сейчас сказали) Пауля Обста, который некоторое время сотрудничал с гончарными и изразцово-кафельными заводами Австро-Венгрии, Германии, Российской империи, создавая для них проекты печей и каминов. Многие из его разработок начали пользоваться огромной популярностью среди аристократических кругов того времени. Paul Obst ещё с 1862 г. имел и собственную фирму, располагавшуюся в Берлине.

    Одни и те же модели выпускались разными заводами путём продажи специальных изразечных форм, а иногда и попросту путём воровства, когда форма снималась с уже готовой фирменной продукции. По качеству продукции на рынке изразцовой продукции завод Або практически не имел себе равных на территории бывшей Российской империи. Комплекты печей и каминов его стоили весьма внушительных сумм. Цены варьировались от 200 руб. серебром до 850 и выше за индивидуальные заказы. По тем временам это почти целое состояние. Нет, не состояние конечно, но многие семьи средней руки на такие деньги могли прекрасно прожить несколько лет.

    Не удивительно, что Андрей Яковлевич Поммер, как заказчик роскошного особняка, тем более связанный тесными служебными отношениями с Санкт-Петербургом, мог выписать из столицы под заказ камин для своего дома.

    Стоит также отметить, что представительство завода Або до 1917 г. находилось и в Одессе, но появилось оно несколько позднее сооружения особняка, лишь в 1900 г.

    Интересно отметить, что мною был отыскан целый ряд, так сказать, «братьев» нашего одесского камина в самых разных городах Украины, Финляндии и России.

    Общий композиционный замысел данной модели камино-печи мог бесконечно варьироваться, упрощаться вплоть до камина без грубы сверху либо же напротив того, усложняться грубой от простой гладко-белокафельной, как в нашем случае в особняке Поммера, до очень сложно профилированного рельефного объёма, как в особняке Симки Либермана в Киеве (ул. Банковая, 2)

    Судя по обнаруженным мною аналогичным каминам и камино-печам (№96 по каталогу завода АБО) данная модель была представлена в широком полихромном диапазоне от монохромных изразцов, политых глазурью одного цвета (коричневого, белого, зелёного), полихромных (с комбинацией 2 или 3 оттенков), а также и с включением позолоты, нанесенной полностью вручную. Так, одесский камин имеет общий тон молочного цвета с вкраплениями деталей орнаментики розоватого оттенка, голубого (прорисованы литья аканфа) с использованием тонкой прорисовки деталей позолотой.

    Все изразцы проходили очень сложный процесс создания от ручной формовки, поливы, нескольких обжигов и росписи с финишным обжигом (всего могло быть от 1 до 5 обжигов одних и тех же изразцов). Каждый такой печной и каминный комплект представляет собой настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и требует к себе трепетного отношения и сохранения.

    Композиция портала камина завязана на сложно-профилированных пилястрах ионического ордера в стиле эклектики. Тело пилястры имеет сложную конусовидную, сужающуюся книзу форму, сплошь покрытую глубоким орнаментальным рельефом геометрических и растительных форм. Постамент (база) пилястр кубические с выпуклыми ромбическими элементами. Сам портал, за которым непосредственно располагается топка, находящийся в глубине, покрыт орнаментом «рыбья чешуя» и расчленён 7-ю круглыми розетками и фланкирован 2-мя завитками снизу. Выше – массивный двойной карниз. Первая полукруглая тяга карниза, заключённая между орнаментальными абаками пилястр, покрыта орнаментом сильно удлинённых овоидных элементов, весьма характерным для декора эпохи эклектики в архитектуре и дизайне интерьеров конца XIX в. Второй и основной карниз, образующий каминную полочку, украшен пояском аканфовых листьев и орнаментом дентикулов. Эффектно также и основание камина, также украшенное массивными листьями аканфа и солярными кругами. Верхняя часть данной модели камино-печи украшена традиционным карнизом с дентикулами сложной формы, аттиком с центральным женским маскароном. За ним возвышается декоративная бочкообразная «крыша», покрытая орнаментом «рыбья чешуя».

    Стоит перечислить отысканные мной на протяжении некоторого времени аналогии к одесскому камину. В первых упомянем камин в особняке Заболотного

    в Новомихайловском дворце

    Биржевом пакгаузе (арх. Захаров и Лукини) в Санкт-Петербурге

    во дворце Вилейшиса в Вильнюсе

    И другие.

    Приведенный список аналогий, несомненно, даёт нам основания считать, что камино-печь в доме Поммера, представляет собой очень ценный образчик интерьерных элементов Старой Одессы, стоя в одном ряду с украшениями столичных дворцов конца XIX в.

    Особенно ценно и то, что подобного рода произведения декоративно-прикладного искусства находились в учреждениях художественного профиля, прививая своим наличием и учащимся, и посетителям особенный художественный вкус.

    Автор статьи — Дмитрий Валентинович Хамула, кандидат культурологии, член Украинского Общества охраны памятников истории и культуры (Одесская областная организация), член фонда изучения и сохранения наследия Одессы «Память», научный сотрудник «Музея катакомба Кантакузена».

    Добавить комментарий

    Бюджетные шины Rovelo – технологии и качество по выгодной цене

    Происхождение бренда Rovelo тесно связано с его материнской компанией, Sailun Co., основанной в 2002 году. За прошедшие годы компания превратилась из местного производителя в глобальную торговую марку с расширенными операциями по всему миру. Сегодня бренд управляет исследовательскими центрами, расположенными в Европе, Китае, Вьетнаме и Северной Америке, они обеспечивают адаптацию продукции к различным рыночным условиям и […]

    Картины Карпачова от Strateg – как работает суггестивно-проективная арттерапия?

    Стресс, тревога и эмоциональная перегрузка стали нашими постоянными спутниками. От этого страдают и наши дети, которые не всегда могут словами объяснить свое внутреннее состояние. В таких случаях на помощь приходит суггестивно-проективная арттерапия, сочетающая в себе элементы искусства, психотерапии и суггестии.  Что такое суггестивно-проективная арттерапия? Суггестивно-проективная арттерапия – это метод психотерапии, основанный на использовании искусства для […]

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]