Государственная пограничная служба Украины в пределах полномочий, продолжает активные комплексные мероприятия по охране государственной границы и суверенных прав Украины в ее прилегающей и исключительной (морской) экономической зоне, а также контролирует совместно с другими правоохранительными органами и взаимодействующими структурами, соблюдения правил промышленной и иной деятельности, передает пресс-служба ГПСУ.
В результате проведенных мероприятий в последнее время установлены признаки возможных схем по незаконному перемещению горюче-смазочных материалов с судов, которые длительное время находятся в зоне ожидания, вне территориальных вод Украины, или на якорных стоянках портов и осуществляют бункеровку других судов с закрытой границей, или судов, которые находятся в каботажном плавании. Также установлено несколько судов, которые могли быть причастны к незаконным сделкам, за ними велось постоянное наблюдение.
Это же касается и танкера «DELFI» (флаг — Молдова), который штормом вынесло к побережью Одессы. Судно длительное время находилось в зоне ожидания, вне территориального моря Украины. Фактически, оно находилось в прилегающей зоне Украины, в режиме закрытой границы, что полностью соответствует нормам международного морского права.
В то же время, постоянный контроль пограничниками за судном, как с помощью постов технического наблюдения, анализа оперативной информации, так и силами Морской охраны Госпогранслужбы, практически свел к нулю возможность совершения им незаконных сделок в масштабах международных морских перевозок и прибрежного плавания.
Кроме того, 16 ноября специальная обзорная группа Морской охраны пограничного ведомства осуществила обзор «DELFI» за 6 миль от берега (в территориальном море). В частности, проверялась вероятная причастность к противоправной деятельности. Ни груза, ни запрещенных предметов, ни признаков осуществления незаконной деятельности обнаружено на судне не было. Однако пограничники зафиксировали ряд нарушений в судовых документах, отметили неудовлетворительное состояние самого судна, которое грозило навигационной и экологической безопасности, особенно, в тех погодных условиях, что прогнозировались. По результатам осмотра взаимодействующих органов, в компетенцию которых входит возможность повлиять на устранение выявленных нарушений, направлены соответствующие сообщения.
Уже через несколько дней капитан судна по открытым каналам связи в море запрашивал помощь. Корабль Морской охраны, находившийся на службе неподалеку, предложил помощь, однако, экипаж от помощи отказался, аргументировав, что подход буксиров к нему уже организован. Тем не менее, понимая стремительное нарастание шторма, морские пограничники не покинули аварийное судно именно в открытом море. Корабль морской охраны в ночных условиях оставался рядом, освещая обесточено аварийное судно, чтобы его смогли найти буксиры и катер Морской поисково-спасательной службы. Отслеживание ситуации в дальнейшем осуществлялось дистанционно, в готовности присоединиться к спасательной операции, принять на борт экипаж.
Дальнейшее развитие событий известно. Фактически, судно с закрытой границей, в балласте, с определенными нарушениями в судовых документах штормом принесло к берегу. На базе поста технического наблюдения (ПТС) «Ланжерон» Одесского пограничного отряда был развернут временный оперативный штаб для отслеживания и реагирования на ситуацию. Экипаж спасен силами спасательных подразделений, ВМС и пограничников. Учитывая форс-мажорные обстоятельства, пропуск членов экипажа пограничники Южного регионального управления осуществили в исключительном порядке вне пунктов пропуска, в соответствии с Законом Украины «О пограничном контроле». Сейчас судно продолжает находиться под круглосуточным наблюдением и контролем отдела пограничной службы «Одесса».
Отмечается, что только в течение ноября силами Госпогранслужбы отслежено около 400 судов, а в рамках реализации анализа и оценки рисков проведен осмотр более 50 судов. К тому же, собирая оперативную информацию, отслеживая радиолокационно и во время несения службы корабельно-катерным составом, непосредственно в море, пограничники обеспечивают режим судоходства, что соответствует международному морскому праву и международным стандартам безопасности на море.