В разгар Сталинградской битвы, пришла необходимость противопоставить нашу авиачасть, состоящую из опытных, закаленных в воздушных схватках с врагом авиаторов, переброшенной на этот участок фронта 52-ю эскадре, состоявшей из асов германской авиации. Для выполнения этой задачи и был сформирован на базе 69-го гвардейского Одесского Краснознаменного полка, прославившегося в дни героической обороны Одессы, 9-й истребительный авиаполк, получивший наименование «Одесский». Возглавил его Герой Советского Союза, полковник Лев Шестаков.
В этот полк зачисляли летчиков, сбивших не менее пяти самолетов. Единственным исключением из этого правила стал одессит Георгий Байков — на его боевом счету значилось меньше самолетов. Но командование, учтя его молодость и то, что был он коренным одесситом, приняло Георгия в гвардейскую семью. Байков понимал — это доверие, которое надо оправдать. И молодой летчик вскоре доказал, что в нем не ошиблись.
10 февраля 1943 года, в который уже раз, сопровождал он на штурмовку своих пилотов. На подходе к станции Ольгинская им встретились Ю-88. Восьмерка Як-1 разделилась на две группы. Четверым, в том числе Байкову, было разрешено атаковать вражеские бомбардировщики. Георгин, несмотря на лобовой огонь, проявлял выдержку и хладнокровие. Он приблизился к «юнкерсу» на 60— 70 метров и прицельной очередью сбил его.
15 февраля десять Ла-7 вылетели на штурмовку аэродрома Хайлигенбейль. Георгии Байков сразу заметил отделившегося от своих «фоккера». И ринулся за ним. Вышел на врага сверху, сзади и ударил с дистанции 150 метров. «Фоккер» упал на свой же аэродром. Затем вся группа вышла на солнечную сторону и стала набирать высоту для новой атаки. Все летчики знают, что такое преимущество в высоте. Борьба за высоту сопровождалась молниеносными схватками, а на высоте четыре тысячи метров завязался решающий бой, в результате которого еще четыре ФВ-190 врезались в землю. Гвардейцы возвратились без потерь.
74 раза Георгий Байков вылетал на прикрытие наших наземных войск, 95 раз сопровождал штурмовики и бомбардировщики, 25 раз сам штурмовал наземного противника, уничтожив полтора десятка автомашин и автоцистерн, более сорока солдат и офицеров, 25 раз вылетал на «свободную охоту» по тылам противника, 10 раз на блокировку аэродромов и 10 раз — на перехват. Он сам сбил 15 самолетов и 5 — в группе. 9 из них Байков уничтожил за месяц с небольшим над Восточной Пруссией.
И еще одна деталь. 12 из лично сбитых Георгием Байковым самолетов— ФВ-190 и Мс-109. А бой истребителя с истребителем требует особой виртуозности, высокой техники, сильной воли и страстного желания победить. Всеми этими качествами обладал простой одесский пацан, ставший воздушным асом, Георгий Байков.
А 29 июня 1945 г. командиру звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии старшему лейтенанту Байкову Г. И. присвоено звание Героя Советского Союза. Григорий награжден:
Орден Красного Знамени
Орден Славы III степени
Орден Отечественной войны I степени
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Если вы хотите видеть больше таких историй, подписывайтесь на группу «Правда за Одессу» в социальной сети Фэйсбук