4 декабря 2021 года флагман украинского научного флота – ледоколам «Ноосфера» покинул морской вокзал Одессы и отправился в Черноморск, на судоремонтный завод. Как и любое транспортное средство, перед большой дорогой (в Антарктиду из Украины не менее 5-6 недель хода), перед походом в ледяные моря, судно должно пройти серьезное техническое обслуживание. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ «Национальный Антарктический научный центр».
В ходе ТО на СРЗ в Черноморске будет проверена работа всех механизмов – от двигателей до кранов и лебедок – на исправность, заменены отработанные масла. Отдельной задачей является очистка корпуса от наростов морской растительности и техобслуживание «подрулек» – специальных винтов, обеспечивающих маневренность судна в сложной ледовой обстановке.
Большинство этих работ нельзя выполнить на пассажирском причале морвокзала, а некоторые даже требуют подъема из воды в док.
Для доковки был выбран ЧАО «ИСРЗ» (старое название — Ильичевский судоремонтный завод), ведь «Ноосфера» имеет значительное водоизмещение — 5732 тонн, а для этого плавучий док должен быть достаточно мощным. Техническими работами будет руководить опытный старший механик Андрис Кубулинс, более 6 лет работавший на судне «Джеймс Кларк Росс», и когда оно стало «Ноосферой», любезно согласившийся перейти из Британской антарктической службы на работу в украинский экипаж ледокола.
Ожидается, что в Антарктиду «Ноосфера» отправится уже в середине января. Но об этом сообщат отдельно.
Напомним, Украина ежегодно будет тратить на обслуживание купленного у британцев исследовательского судна-«пенсионера» до 195 млн. грн. — это больше, чем стоимость самого ледокола.