Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Почему Украине грозит дефицит топлива и что будет с ценами

    Причина — резкое снижение поставок из России, которая сейчас контролирует порядка 45% нашего дизельного рынка. По данным представителя президента в Кабмине и советника по энергетике Андрея Геруса, в августе поставки дизеля из России сократятся вдвое — с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн, пишет Страна.

    История очередной украинско-российской топливной войны вкратце такова: с 1 августа наша страна ввела специальные пошлины на дизель и сжиженный газ из РФ. Пошлина на трубопроводное дизельной топливо составляет 3,75%, а с 1 октября она вырастет до 4% от цены. За газ импортерам придется доплачивать 1,75%, а с октября — 3%.

    Эти пошлины правительство ввело в ответ на ограничения Россией поставок нефтепродуктов в Украину с 1 июня этого года (отгрузки идут, но по квотам). Главный аргумент Кабмина — за счет спецпошлин бюджет сможет аккумулировать порядка 3,7 млрд гривен, которые будут направлены на диверсификацию зависимости от российских нефтепродуктов.

    Впрочем, идею с пошлинами не оценили российские импортеры. Так, компания Wexler, которая поставляет в Украину дизель от российского государственного предприятия «Роснефть» и контролирует 41% нашего рынка, в конце июля заявила, что приостанавливает трубопроводные поставки, которые стали, по ее мнению, нерентабельными.

    Власти успокаивают: коллапса на рынке не будет. По словам Андрея Геруса, одновременно с сокращением импорта российского дизеля, в 3-4 раза в августе вырастут поставки дизеля по морю. Плюс — увеличиваются отгрузки из Беларуси, Литвы и стран ЕС. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о создании антикризисного штаба, который будет держать ситуацию под контролем.

    Впрочем, как пояснил «Стране» руководитель консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, риски все же есть.

    «По августу нет опасений, так как еще не израсходованы прежние внутренние запасы топлива. А вот в сентябре возможны сложности. Запасы к тому времени уже будут исчерпаны, а портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн ресурса. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Куюн.

    «Любые сложности сразу же будут использованы как повод повысить цены», — предупреждает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

    Хватит ли Украине дизельного топлива и почем его будут продавать на отечественных заправках.

    Перекрыли краник

    На недавней пресс-конференции по дизельному вопросу представитель президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус признал, что уже в этом месяце доля российского дизеля на нашем рынке упадет с 45% до 25%.

    «Поставки российского ресурса в августе сократятся почти вдвое… То, что идет через трубопровод, сократится где-то с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. Кроме того, мы располагаем информацией о том, что российская компания «Лукойл» хотела поставлять в Украину 80 тысяч тонн, но пока не получила разрешение от российского министерства», — сказал Герус.

    При этом он успокоил: параллельно с резким снижением импорта российского топлива идет его увеличение по другим каналам. Так, поставки по морю (из Греции, Италии и др.) должны вырасти в 3-4 раза. Также будут увеличены отгрузки дизеля из Беларуси, Литвы.

    А с сентября, по прогнозам Геруса, будут восстановлены и трубопроводные поставки из России.

    «Я думаю, и даже соответствующая компания – Wexler – заявляла, что они вероятно с первого сентября восстановят поставки трубопроводным транспортом. Я бы им рекомендовал делать это быстрее, пока еще не потеряли долю рынка до сентября. Они, я так понимаю, планируют восстановить. То есть такие поставки остаются рентабельными», – отметил Герус.

    Напомним, что в конце июля компания Wexler заявила, что поставки дизеля в Украину по трубопроводу не интересны для нее по цене после введения спецпошлин. «Спецпошлины были рассчитаны так, чтобы снять дополнительную маржу с трубопроводного дизеля. Он получается примерно на 4% дешевле, чем топливо, поставляемое по другим каналам», — пояснил Рябцев.

    В обозримом будущем Украина отменять пошлины не собирается. Цель государства — постепенно снижать долю российского топлива на нашем рынке. Так, по словам Геруса, в августе она может уменьшится до 25%, а уже в сентябре — до 10-15%.

    Главный вопрос — чем заменят российский дизель и сколько новый ресурс будет стоить на наших заправках.

    Беларусь и компания

    План «Б», на который ориентируются украинские власти — поставки из различных «альтернативных источников».

    Главную ставку делают на Беларусь. Тамошние производители, якобы, уже согласились в августе-сентябре нарастить поставки дизельного топлива в Украину.

    Специализированная площадка enkorr, ссылаясь на свои источники в белорусских нефтяных кругах, сообщила, что поставки увеличат до 250–260 тысяч тонн в месяц, что на 30-60 тысяч тонн больше обычных объемов.

    О дополнительном импорте, якобы, Владимир Зеленский договорился с президентом Беларуси Лукашенко. И, чтобы выручить Украину, Мозырский НПЗ (а он уже обеспечивает почти 29% импорта дизеля в Украину) вроде даже готов перенести плановый ремонт с сентября на октябрь.

    «В ходе двухсторонних переговоров также был поднят вопрос касательно стоимости дополнительных объемов ДТ, на что белорусская сторона заверила в стабильности ценового предложения на текущем уровне», — цитирует enkorr свой источник.

    При этом, эксперты отмечают, что уже 6 августа наценка по спотовым контактам ДТ на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД) повысилась с 19 до 22 долларов на тонне. А до введения Украиной пошлин против российского дизеля этот показатель не превышал 16 долларов.

    «То есть, вместо зависимости от российского топлива, мы плавно перемещаемся к зависимости от белорусского», — иронизирует Рябцев. Но тут ситуация осложняется еще и тем, что белорусский дизель — это продукт переработки российской нефти. И в любой момент Россия при желании может включить рычаги давления на Беларусь и если не перекрыть, то, как минимум, прикрутить нам этот краник.

    Более независимыми являются поставки из других стран — Италии, Греции и прочих. По данным Геруса, «поставки по морю уже увеличились в 3–4 раза, а поставки из стран ЕС — увеличатся в два раза. То есть у нас будет полностью сбалансированный рынок даже без работы трубы», — пообещал он.

    По словам Рябцева, наш рынок является премиальным для поставщиков нефтепродуктов, так как позволяет хорошо зарабатывать. Поэтому недостатка в желающих импортировать дизель в Украину нет.

    «Если ранее грязная прибыль на тонне нефтепродуктов составляла 160-180 долларов, то сейчас доходит до 400. Это на опте. В рознице в Восточной Европе рентабельность составляет 3%, а у нас — не меньше 10%», — отмечает Рябцев.

    Испытание дизелем

    Но возникает сразу несколько проблем.

    «Первая — это время. Нельзя моментально отказаться от российского ресурса и перейти на другой. Понадобится время на заключение контрактов, поиск нужных объемов и прочее», — говорит Рябцев.

    Вторая, куда более серьезная проблема — логистика.

    «Наши слабые места — порты и железная дорога. Рассказы властей об огромных портовых мощностях — миф. Очень многие объекты портовой инфраструктуры государство уже не контролирует, основные перевалки — в частных руках. С ж/д транспортом та же история. «Укрзализниця» монополизировала локомотивную тягу и распределяет локомотивы в ручном режиме. Плюс — безалаберный график движения: составы с нефтепродуктами могут стоять на запасных путях не то что неделями, а месяцами», — говорит Рябцев.

    С ним согласен и экономист Алексей Кущ. «Нефтепродукты — это не китайские тапочки, которые можно завозить фурами в любом объеме. Нефтепровод — самый дешевый и быстрый способ доставки топлива, тогда как портовая логистика может оказаться проблемной, как и ж/д транспортировка — у нас попросту не хватит подвижного состава», — отмечает он.

    Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, «Укрзализниця» получит порядка 400 дополнительных цистерн для перевозки нефтепродуктов.

    «Сейчас постоянной работой оперативного штаба является определение потребностей рынка, планирование маршрутов, и путей снабжения от морских портов до нефтебаз. Сейчас ключевой вопрос – это разработка графиков, и наличие необходимой тяги. Мы сегодня в шутку пообещали, что на первый поезд … рядом с машинистом поедет руководитель «Укрзализници» и руководитель наблюдательного совета УЗ, чтобы пройти весь маршрут торжественно, если в этом есть потребность. Безусловно, я надеюсь, что до этого не дойдет», — попытался отделаться шуткой Омелян.

    Впрочем, ситуация не такая веселая, как ее пытаются представить чиновники.

    «В сентябре отечественным портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн дизельного топлива. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Сергей Куюн.

    Что будет с ценами

    Пока дизельный ажиотаж практически не сказался на ценниках на украинских заправках. Если на 15 июля, по данным «А-95», литр дизельного топлива в среднем по Украине стоил 28,36 гривен, то на 7 августа — 28,31 гривен.

    Была попытка раскачать оптовые цены на угрозах российских импортеров перекрыть краник, однако до розницы всплеск так и не докатился.

    Впрочем, такая ценовая стабильность — весьма обманчивая. Цены на нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, в Украине зависят от стоимости ресурса на границе и курса доллара. Причем, рост (или снижение) курса на 1 гривну дает удорожание (или удешевление) топлива на 60 копеек за литр.

    С учетом того, что гривна в этот период укреплялась (и даже ходила за психологический минимум в 25 гривен за доллар), а мировые цены на нефтепродукты особо не менялись, дизельное топливо в Украине должно было подешеветь, минимум, на гривну за литр.

    Между тем, цены практически не меняются, что в нынешней ситуации уже можно считать скрытым подорожанием. То есть, если курс доллара пойдет вверх, что эксперты прогнозируют уже в конце августа-сентябре, заправщики тут же перепишут и цены на дизель.

    «Любой информповод, как-то слухи о возможном дефиците и других проблемах на рынке тут же может быть использован как аргумент для повышения цен», — говорит Рябцев.

    По словам Алексея Куща, новые логистические цепочки сделают дизель дороже на 10-15%.

    «И это мы увидим в цене», — считает эксперт. В следующем году, по его мнению, украинским водителям стоит готовится к тому, что цены на наших заправках сравняются с европейскими, то есть, вырастут, минимум, до 1,1-1,2 евро за литр.

    Читайте также: Украина ввела в действие спецпошлины на товары из России

    Добавить комментарий

    Картины Карпачова от Strateg – как работает суггестивно-проективная арттерапия?

    Стресс, тревога и эмоциональная перегрузка стали нашими постоянными спутниками. От этого страдают и наши дети, которые не всегда могут словами объяснить свое внутреннее состояние. В таких случаях на помощь приходит суггестивно-проективная арттерапия, сочетающая в себе элементы искусства, психотерапии и суггестии.  Что такое суггестивно-проективная арттерапия? Суггестивно-проективная арттерапия – это метод психотерапии, основанный на использовании искусства для […]

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]