Принято считать, что «отцом» отечественных кинофестивалей был «Кинотавр» Марка Рудинштейна, но тогда, по простым математическим подсчетам, одесский «Золотой Дюк» Говорухина можно считать дедушкой всех кинофестивалей.
Наша Одесса – всегда первая. Первый кинофестиваль, с первым, на минуточку, президентом на тогда еще советском пространстве. Да, инициатором, создателем и президентом (в официальных документах) кинофестивалей «Одесская альтернатива» и «Золотой Дюк» был Станислав Говорухин, не Генеральным секретарем, не председателем верховного совета, а именно президентом. И только спустя два года, в Москве, в эту должность вступил человек с пятном на лбу. Москва всегда была второй после Одессы.
Первый кинофестиваль Одессы и всего Союза, символом которого стал обожаемый в Одессе герцог, потребовал много подготовительной работы. Ему предшествовал прошедший в 1987 году учредительный фестиваль «Одесская альтернатива», который и был, по сути, первым «Золотым Дюком», только меньшего масштаба. А в 1988 году, фестиваль уже получил статус Всесоюзного кинофестиваля с международным участием, победитель которого получал статуэтку «Золотой Дюк», созданную одесским скульптором Михаилом Ревой.
В качестве председателя жюри на первый одесский кинофестиваль был приглашен Эльдар Рязанов, который к слову, очень тепло относился к Одессе.
«Бездельнику, случайно заплывшему во ВГИК, по пути в Одесскую мореходку» – так подписал Рязанову свою книгу его учитель Сергей Эйзенштейн.
В далеком 1944-ом Эльдар Рязанов отправил письмо-заявление, с просьбой допустить его к приемным экзаменам в Одесское мореходное училище, но ответа так и не получил. Можно предположить, что в военное время почта работала плохо, и заявка просто не дошла. С морской карьерой не сложилось, но зато кинематограф обрел гениального режиссера.
В самый разгар перестройки страна ждала перемен, и одесский фестиваль стал их символом. В жюри входили самые уважаемые и авторитетные люди страны: Эльдар Рязанов, Виталий Коротич (главред «Огонька»), Михаил Жванецкий. А главный приз получил тогда фильм режиссера Юрия Мамина «Фонтан». Картина, снятая в жанре анекдота, «злоба дня» которого до сих пор не устарела. Действие происходит в обычном питерском доме, давно нуждающемся в ремонте. На примере неполадок этого дома и столь же искреннего, сколь и тщетного желания жильцов их устранить авторы создают трагикомическую иллюстрацию до боли знакомой всем нам «разрухи в головах».
Это был праздник для всего города. Во всех кинотеатрах шли фильмы фестиваля; открылась ретроспектива фильмов Альфреда Хичкока. Одного из именитых гостей, итальянского актера Марчелло Мастрояни толпа внесла на руках в здание оперы. Марчелло был насмерть перепуган, думал: не останется ни одной пуговицы, разберут до нитки на сувениры.
На открытии присутствовал митрополит, он произнес речь, благословил доброе начинание. Партийное начальство города было в ужасе — для того времени это было что-то неслыханное.
А на втором по счету одесском кинофестивале «Золотой Дюк» в 1989 году приз и звание лучшего актера Советского Союза получил Виктор Цой.
Через три года детище Станислава Говорухина ушло в историю по причине развала СССР. Но в июле 2010 года «Золотой Дюк» вернулся, правда, с несколько видоизмененной статуэткой. И сегодня одесситы вновь принимают гостей со всего мира. Сегодня кинофестиваль поменял свою направленность, и теперь, к сожалению, наличие чувства юмора в картинах не служит главным критерием отбора лучшего фильма. С 2012 года фестиваль включает в себя две конкурсные программы: Украинская национальная конкурсная программа и Международная конкурсная программа полнометражных фильмов.
Сегодня гости красной дорожки фестиваля имеют к кино весьма отдаленное отношение, и вызывают скорее приступы смеха, чем желание разбирать их нелепые наряды на сувениры. Ну а кино… Они называют эти фильмы — «кино не для всех». Мол, только для умных. Глупые обыватели — учитель, врач, ученый, шахтер, инженер, рабочий, академик и плотник — такие фильмы не поймут. Ну и пусть, кому сегодня нужны эти фильмы, лишенные правды жизни, того необходимого естества, без которого не может быть настоящего искусства.