Украина находится в ТОП-5 поставщиков контрабандных и контрафактных сигарет в ЕС. В 2019-м году в Евросоюз из Украины поставили 2,4 миллиарда сигарет, каждая 18-я сигарета — нелегальная. Об этом сообщает НВ.
Как отмечает издание, со ссылкой на данные сайта «Ні контрабанді», созданного компанией JTI в партнерстве с фискальной и пограничной службами, в последние годы растет доля контрабанды из Беларуси. В частности, через Украину идет контрабандный товар табачной фабрики «Неман», а также транзитом через морскую границу Украины доставляют контрабанду из Китая.
«Хотя Беларусь — наибольший «поставщик» такой продукции, большая часть уходит дальше в Европу, а в Украине продается примерно пятая часть белорусской контрабанды», — пишет НВ.
Еще один крупный источник нелегальных сигарет — поддерживаемые Россией самопровозглашенные территории: Приднестровье, а также марионеточные образования в Донецкой и Луганской областях, как и сама РФ.
В Приднестровье и ОРДЛО уже налажено собственное производство табачной продукции: как индустриальное, так и кустарное. В граничащих с ними и Россией областях Украины погранслужба выявляла целые склады с «теневыми» сигаретами.
Также в этом году наблюдается стремительный рост контрафакта (подделки брендов). По данным профильной ассоциации «Укртютюн», каждая пятая нелегальная пачка — это контрафакт известных брендов.
За семь месяцев нынешнего года в Украине «поймали» 5,5 миллиона пачек контрабандных сигарет, сообщили в Гостаможенной службе. Представитель ведомства Сергей Демченко отмечает, что из них более миллиона пачек должны были отправиться дальше — в Евросоюз. Основной пункт назначения — Польша. Оттуда нелегальные сигареты могут путешествовать по всему ЕС.
При слишком высокой цене на сигареты или при резком повышении акцизов спрос на относительно дешевую контрабандную продукцию тоже начинает расти. А с ростом спроса растет и предложение — в итоге получается замкнутый круг, который раскачивает «теневую»» торговлю.
В прошлом году доля нелегальных сигарет в Украине превысила 6%.
«Маховик контрабанды из-за роста акцизов и недостаточно эффективной антиконтрабандной политики государства может раскачиваться до такой степени, что на его остановку понадобятся годы. Таким образом, при отсутствии решительной программы действий риски будут возрастать — а с ними и потери госбюджета», — резюмирует НВ.