Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Джованни Фраполли — юной Одессе

    Ещё один неаполитанец, архитектор Джованни Фраполли, работал в Одесском строительном комитете. Джованни, которого в Одессе называли Иваном, с 1817 года сменил на должности «городового архитектора» своего, как утверждают, брата — Франсиско. И не только сменил, но и продолжил его в работах по созданию вполне европейской Одессы. Он также придерживался стилевых принципов ампира, а это колонны, пилястры, классические капители, портики, изящные карнизы и наличники.

    Впрочем, самые первые работы Джованни-Ивана были попроще, утилитарными, но весьма важными для города. Как утверждал кандидат архитектуры Владимир Тимофеенко, именно Джованни Фраполли выполнял работы по созданию «большого архитектурного комплекса портового карантина — переработал проекты Ф. Шаля, составил смету и руководил строительством». Одесситы с особым интересом относятся к сохранившимся фрагментам карантина в парке над морем. По его же проектам были построены так необходимые городу домик карантинного фельдшера (1820), сооружения застав границы порто-франко (1823), сыгравшего значительную роль в обеспечении бурного развития города, его материального благополучия.

    В юной Одессе изначально большое значение придавалось, как хорошо известно, торговле. Причём делалось это наилучшим образом. По проектам Джованни Фраполли были построены торговые ряды Новобазарной площади (1825). То, какими совершенными были торговые ряды Старой Одессы, можно представить по сохранившимся их фрагментам на ул. Конной, 34 и 36 (торговые ряды Жевахова) и на ул. Торговой угол ул. Нежинской, 35 (1826). В нижнем ряду каждой части здания, в промежутке между двумя колоннами, размещалось собственно помещение магазина, а во втором этаже жил его владелец. Совершенно утилитарного назначения здания образовывали, между тем, очень впечатляющие ряды колонн дорического ордера. Аналогичным образом по чертежам Джованни формировались и границы Старого базара (1821).

    Джованни Фраполли закончил также сооружение нескольких объектов, начатых Франсиско. Так, например, в 1921 году было достроено здание городской больницы на ул. Херсонской (ныне — Пастера, 5), возникшее, как утверждают, по инициативе герцога де Ришелье. Сначала оно предназначалось для военного госпиталя, потом — для портового карантина, но затем окончательно его передали городу. В центральном корпусе больницы в середине XIX века работали известные хирурги Николай Пирогов и Николай Склифосовский. По сей день здание это с колоннами высотой в два этажа способно вызывать ощущение дворцового сооружения.

    В 1825 году Джованни доработал проект колокольни Спасо-Преображенского собора, которую построили в 1827—1831 годах под руководством Ф. Боффо. Изначально здание церкви было отделено от колокольни значительным расстоянием. Только в 1841 году архитектором Д. Гейденрейхом был разработал проект трапезной части, которая объединила колокольню и церковь в едином здании. Восстановленный в 2010 году Спасо-Преображенский собор — изначально третий по размеру его площади среди храмов православного мира, а ныне он самый большой в Украине. Кстати, возрождение собора, разрушенного в известные времена богоборческой властью, началось именно с 4-ярусной колокольни Фраполли, в которой и начали проводиться первые церковные службы.

    По проектам Джованни Фраполли было выстроено множество жилых домов для быстро развивавшегося города. Так, в 1817 году построен дом Сальвадора, в 1818 году — Трохина, в следующем году — Вашенка, в 1820 году — три дома: Веромнецкого, Доброненского и Кузнецова. Причем строительство осуществлялось не только в форштадтах, из которых образовался старый центр города, но и на Молдаванке, Пересыпи. В 1821 году создано уже четыре дома: для Бутылнина, Морозова, Соколовского и Бартеньевой. В последующие 20-е годы — для Записошного, Андона,Калабина и множество других жилых зданий, хозяйственных и производственных сооружений, в которых нуждался город, но которые заменили более значительные сооружения.

    Вместе с тем остались ещё в Одессе здания, которые зримо представляют творчество Джованни Фраполли. И это не только упомянутые уже фрагменты торговых рядов, городская больница и собор.

    Среди созданных по проектам Джованни Фраполли в Одессе и сохранившихся зданий доходный дом на ул. Елизаветинской, 1, жилой дом №36 на ул. Коблевской угол Дворянской, дом №45 на Александровском проспекте, №76 на Ришельевской, на перекрёстке улиц Полицейской, 24 и Екатерининской. Некоторые сохранившиеся дома особенно известны и популярны. Это и особняк Марини — памятник архитектуры государственного значения — в ряду зданий, образующих совершенство Приморского бульвара. Дом этот располагался вблизи Воронцовского дворца, и, думается, это было весьма престижным. Тайный советник Павел Марини был женат на Виктории — дочери Франческо Фраполли. Он известен и тем, что был начальником А.С. Пушкина по службе в Одессе. После Марини дом принадлежал Петру Милорадовичу, который представлял генштаб в штате графа Павла Коцебу, потом — банкирам Ашкинази. Двухэтажный фасад дома имеет рустовку на первом этаже и пилястры коринфского ордера — на втором. Со стороны двора изначально были галереи. К сожалению, на памяти автора этих строк, одно из крайних окон первого этажа здания было сильно расширено, что исказило фасад.

    Жилой 2-этажный дом на углу улиц Греческой, 32 и Екатерининской не был бы столь примечательным, если бы не находился в таком престижном месте и не имел бы извечный винный подвальчик со входом непосредственно с угла дома. На фасаде с улицы Греческой ещё сохранили свою форму наличники окон. Здесь уместно, пожалуй, вновь вспомнить очерк профессора В.А. Яковлева: «В период с 1820-х до 1850-х гг. город наш в числе обитателей своих имел весьма значительную по числу и важную по значению итальянскую колонию. Благозвучный язык «Италии златой» постоянно слышался на улицах, таблицы с названиями были на русском и итальянском языках; на вывесках погребов почти всегда читалось: «Cantina con diversi vini» (погреб с разными винами), благодаря чему каждый одессит был настолько сведущ в итальянском языке, что имел возможность спросить выпить и закусить…».

    Домик №3 работы Джованни Фраполли был построен для некоего Илькевича на самой престижной улице Одессы, Дерибасовской, когда она ещё не носила это звучное имя. Он имеет черты итальянской традиции, включая галереи внутри двора. Но сегодня он известен не только этим. На фасаде его установлена мемориальная доска работы скульптора Алексея Копьёва, свидетельствующая о том,  что в 1943—1944 годах здесь жил Николай Артурович Гефт (1911, Одесса —1944), инженер-судомеханик, который во время Великой Отечественной войны руководил разведывательно-диверсионной группой в оккупированной Одессе и погиб в бою. А во дворе дома дивным образом установлен в 1959 году единственный в Украине памятник-бюст создателю языка эсперанто Людвику Заменгофу. Изготовлен он был по заказу скульптором Николаем Блажковым, который жил здесь.

    В 1827 году Джованни Фраполли погиб от рук убийц, пожелавших ограбить его, и был похоронен на Старом кладбище.

    Професійна заміна ремінця на годиннику в Одесі — швидко, надійно, з гарантією

    Коли та чому варто міняти ремінець на годиннику. Основні причини зношення, етапи професійної заміни в Correa Одеса та поради з догляду за новим аксесуаром.

    Як використовувати бальзам у народній медицині

    Досвід багатьох поколінь у лікуванні та попередженні хвороб передається у кожній сім’ї від батьків дітям. Звичайно, методи офіційної медицини набагато ефективніші, і більшість захворювань неможливо побороти домашніми припарками. Однак народні практики лікування можуть успішно виконувати профілактичні функції та служити підтримці здоров’я. Напої з унікальними рецептурами Бальзамами називають настоянки на продуктах рослинного чи тваринного походження. Основою […]

    Как использовать бальзам в народной медицине

    Опыт многих поколений в лечении и предупреждении хворей передается в каждой семье от родителей детям. Конечно, методы официальной медицины куда более эффективны, и большинство заболеваний невозможно побороть домашними припарками. Однако народные практики исцеления могут успешно выполнять профилактические функции и служить поддержанию здоровья. Напитки с уникальными рецептурами Бальзамами называют настойки на продуктах растительного или животного происхождения. […]

    Современные межкомнатные двери Albero в Одессе — выбор для стильного интерьера

    Современный интерьер — это гармония простоты, функциональности и эстетики. Здесь нет места лишним деталям: каждый элемент подчеркивает общий стиль и создает ощущение комфорта. Именно поэтому современные межкомнатные двери (Одесса) становятся ключевым акцентом в дизайне квартиры или дома. Они не только разделяют помещения, но и формируют визуальный ритм пространства — легкий, чистый и элегантный. Коллекции брендов, представленные в […]