Министр финансов Оксана Маркарова предстывляя проект Закона Украины ««О Государственном бюджете Украины на 2020 год», отметила стремление к максимальному ускорению роста экономики и перехода этого роста в рост благосостояния граждан. Особое внимание было уделено образованию, медицине,соцзащите и культуре. Детально о том, каковы реальные средства, заложенные на содержание этих и других отраслей, информирует Ua.NEWS
Оценка социальных аспектов благосостояния населения
Оценивая проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» выделяется тот факт, что в документе не прослеживается обещанных экономических «прорывов», как, собственно, не нашлось места «окончание эпохи бедности».
Стоит отметить, что в проект нет поступлений от налогового пакета законопроектов, которые должны вступить в силу с 1 января 2020 (некоторые — с лета 2020 года). Речь идет о легализации янтарного бизнеса, азартных игр, повышения рентных отчислений для ГОК, борьба с контрабандой. Чиновники комментируют это «корректирующим маневром в будущем». То есть, оставили на уровне мечтаний о светлом будущем.
Критику специалистов и нардепов традиционно вызвал уровень финансирования социальной сферы. По образованию — рост расходов на 6%, то есть на процент инфляции. Увеличение зарплат работникам образования, утвержденных летом предыдущим составом Кабмина — в проектах отсутствуют.
Украинцы в 2020 году своими налогами прежде всего финансировать оборону и социалку. На эти статьи расходов в проект бюджета предусмотрены наибольшие суммы. Так, примерно 5,8 тыс. В год каждый украинец отдает на нужды полиции, армии. Еще около 4,1 тыс. Грн — на покрытие дефицита Пенсионного фонда, всего 92 грн — на Национальную академию наук.
В бюджете предусмотрен рост минимальной зарплаты с нового года на 550 грн, до уровня 4723 грн, что предопределит дальнейший рост зарплат
В 2020 году прожиточный минимум на одного человека в месяц составит с 1 января 2020 года — 2027 гривен, с 1 июля — 2118 гривен, с 1 декабря — 2189 гривен.
Доходы и расходы бюджета 2020
Доходная часть бюджета предусматривает поступление в сумме 1 079 500 000 000 грн, а расходная часть бюджета предусматривает финансирование в сумме 1170 млрд грн
В своих расчетах доходов, ведомство руководствовалось исключительно текущим состоянием действующей налоговой базы. Поэтому впервые вместе с бюджетом не представлены изменения в Налоговый кодекс. В будущем правительство планирует подать, законопроекты об игорном бизнесе и о легализации добычи и производства янтаря.
При условии, что эти законы будут одобрены и подписаны ко второму чтению госбюджета, то ожидаемые поступления могут быть учтены как доходы в проект Госбюджета на 2020 год. Приоритетом Госбюджета-2020 является безопасность и оборона, инфраструктура и дороги и развитие человеческого капитала (реформы образования и медицины). Стоит отметить, в структуре долгосрочных инвестиций в экономически развитых странах с преобладающей вложений в новое оборудование и технологии на инвестиции в подготовку и развитие научного, технологического и управленческого персонала направляется существенное финансирование. Например, в Японии на новые технологии и оборудование тратится 8% ВВП, а на образование и переподготовку персонала — 16%, в США эта доля еще выше — 20% ВВП. Ведь речь идет о ключевой проблеме экономического роста — определение приоритетов направленных на интеллектуальную экономику. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» становится ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации, и рассматривается как объект инвестиций не менее, а наверное, и более чем заводы, оборудование, технологии и т.д. .
финансирование образования
Расходы Государственного бюджета на образование запланировано в сумме 136 400 000 000 грн, что на 7,7 млрд грн больше, чем в 2019 году.
На образовательную субвенцию заложены 77500000000 грн. Для поддержки Новой украинской школы — 1400000000 грн. На обеспечение развития учреждений высшего образования — 0250000000 грн. На инклюзивное образование — 0500000000 грн. На создание 50 современных учебно-практических центров по подготовке рабочих — 0100000000 грн
Впервые в проект Государственного бюджета Украины на 2020 год предусмотрены расходы на развитие учреждений высшего образования в объеме около 0300000000 гривен. Эти средства будут направлены в Фонд развития высшего образования на лаборатории и образовательное пространство лучшим заведениям высшего образования или учреждениям по приоритетным направлениям.
Финансирование здравоохранения
Расходы на здравоохранение составляют 108 млрд грн, что на 9,8 млрд больше, чем в 2019 году. На реализацию программы медицинских гарантий учтены расходы в объеме 72100000000 грн. В Министерстве уверяют, что с апреля 2020 медреформа начнется на вторичном (специализированном) и третичном (высокоспециализированном) уровнях медицинской помощи. Следовательно, с апреля 2020 медицинские учреждения этих уровней будут финансироваться по договорам, заключенным с Национальной службой здоровья Украины: сумма финансирования будет зависеть от объема предоставленной учреждениями медицинской помощи.
Безопасность и оборона
Расходы на обеспечение национальной безопасности и обороны предусмотрено в сумме 245 800 000 000 гривен, что на 33800000000 больше, чем в 2019 году.Речь идет о финансировании в 5,4% от ВВП, что выше обязательного законодательно определенного минимума в 5%. При этом, проектом предусмотрено, что по общему фонду для СНБО зарезервированы дополнительные средства на безопасность и оборону в сумме 28,0 млрд грн по бюджетной программе 6501060, которые будут распределены между 15 распорядителями средств отдельным решением Совета.
Финансирование культуры
Расходы на развитие культуры и информационную сферу составляют 8600000000 грн. В поддержку отечественного кинематографа и осуществления Украинским культурным фондом мероприятий по поддержке проектов предусмотрено финансирование в размере 1300000000 гривен. В продолжение работ по строительству объектов общегосударственного значения — 0500000000 грн. На развитие музейного и библиотечного дела, сохранения историко-культурного и архитектурного наследия правительство предусмотрело 1100000000 грн.
Для Украинского института книги, поддержке книгоиздательского дела и популяризацию украинской литературы в мире — 0100000000 грн. На развитие общественного вещания Украины — 2 млрд гривен.
Инфраструктура и транспорт
На развитие дорожной инфраструктуры предусмотрено 74400000000 грн, что на 19300000000 больше, чем в 2019 году. Стоит отметить, одним из аспектов недофинансирования бюджета 2019 есть сбережения на инфраструктурных проектах, в частности освоение предусмотренных бюджетом 55000000000 гривен на дорожное строительство. Эксперты комментируют также частичное недофинансирования медицины и продолжение реформы судебной системы, ограничение дотаций сельхозпроизводителям (прежде всего, фермерским хозяйствам), а также сокращение более чем на 40% количества получателей субсидий на жилищно-коммунальные услуги.
Обслуживание долга
Выплаты и финансирования обслуживания долга остаются высокими и составляют более трети доходов. В 2020 году выплаты составят около 438 100 000 000 грн, из которых обслуживание государственного долга — 145 200 000 000 грн; погашение государственного долга — 292 900 000 000 гривен.
Итак, в следующем году, если проект бюджета проголосуют без существенных изменений, украинцы будут вынуждены заплатить по 10 тыс. Грн на погашение и обслуживание долгов страны.
В рамках сотрудничества с МВФ, бюджетом запланировано на 2020 год привлечения 22662 млн гривен для реализации совместных с иностранными государствами, финансовыми учреждениями и международными финансовыми организациями инвестиционных проектов.
Стоит отметить, что в результате заключения меморандума, украинская сторона надеялась, что заключение экспертов будет основанием для трехлетней программы EFF по выделению до $ 6 млрд. Это было бы сигналом и для других МФО. Поэтому Киев рассчитывал договориться о финансировании в рамках такой же сумму со Всемирным банком. Заем Всемирного банка не привязана непосредственно к EFF, однако без подписания программы с Международным валютным фондом, вопрос кредитования МФО не может быть рассмотрен.
Министр финансов Украины акцентировала на перспективе новых источников доходов бюджета 2020 «Открытие рынка земли, старт концессий и приватизации, наведения порядка на таможне и облегчения налогового администрирования, а также дерегулирование в трудовых отношениях будут способствовать увеличению инвестиций, увеличению экспорта, повышению производительности и, как результат, стремительному ускорению ВВП Украины. Законопроекты, которые ВРУ принимает сейчас — и экономические, и, что особенно важно, по реформе правоохранительных органов и усиление верховенства права и судебной реформы именно об этом. Надеемся, что их принятия отобразится в макропрогнозах, а и соответственно в бюджете », — сказала Оксана Маркарова.
Премьер-министр Алексей Гончарук в свою очередь пообещал, что 2020 год будет последним, когда бюджеты утверждаются на год. С 2021 года планируется перейти к бюджетному планированию на три года.