Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    «МЫ ВЕРНЕМСЯ!»

    5 августа — начало героической обороны Одессы.

    Я открываю архивную папку писателя, где хранятся знакомые мне с детства, уже пожелтевшие от времени, вырезки из газет, простые ученические тетради. С их страниц приходят к нам наши герои, простые одесситы — моряки, участники той грозной битвы с фашизмом в годы Великой Отечественной, и те, кому посчастливилось выжить в ней. Они ведут разговор со всеми нами, поколениями, идущими им вслед.

    Здесь же лежит набранный ещё на печатной машинке историко-публицистический очерк отца «Чести морской верны!». На основе этого произведения писатель, собирая долгие годы уникальные материалы, беседуя и записывая воспоминания старейших тружеников моря, планировал создать крупномасштабный исторический роман. Но его планам не суждено было сбыться. Теперь этот объёмный материал остаётся архивным документом.  Какое же счастье, что мы можем сегодня прикоснуться к этим страницам нашей общей с вами славной истории…

    «…Война! «Всем судам зайти в ближайшие порты» — первое распоряжение пароходства военного времени», — пишет в своём очерке И. Гайдаенко.

    «Считаем себя мобилизованными!» — первые строки резолюций на митингах черноморцев.

    Густым вражеским огнём застигнут врасплох пассажирский пароход «Северная Буковина». Под кинжальными залпами погиб экипаж. В живых осталось семеро. Среди них единственный кочегар Михаил Дыга. Один — за механиков, за машинистов, за кочегаров. Трое суток он поддерживал огни в топках, следил за режимом работы машины, исполнял приказы мостика на реверсах, пока изрешечённое судно не вышло из узкостей  Дуная в море.

    От берегов Дуная до Днестра дороги забиты транспортом.  Вода и степь наполнены гулом отчаяния и горя. Люди, транспорт с хлебом, заводским оборудованием, колхозным скарбом, коровы, овцы, лошади — всё остановилось перед широким Днестровским лиманом.

    Наладить переправу на левый берег приказано черноморцам. Руководит операцией капитан Василий Баглай. Будь мирное время, пристань на сваях на железном шпунте строили бы месяц или два. Теперь причал возвели за 36 часов. И хлынуло на спасительный левый берег всё живое и движимое.

    Переправу уже достают вражеские орудия, рвутся снаряды. Снуют и снуют буксиры с баржами. Контужен капитан Баглай. Вот-вот румынско-немецкие роты выйдут к лиману. Приказано отходить. Капитан Баглай и начальник порта Голубцов взрывают переправу и уводят флот…

    В депо, в тупиках стоят паровозы без дела. Пути отхода из Одессы прерваны, а в Николаеве позарез нужны паровозы. Стоят гружёные составы, нет локомотивов. Наскоро проложены пути по Платоновскому молу, первые семь паровозов погружены на борт теплохода «Полина Осипенко» и отправлены в Николаев. Сложно и долго грузить громоздкие тяжеловесы на судно. Пришла мысль использовать плавучие доки. В первый рейс морской буксир «Тайфун» с вспомогательными судами «Симеиз» и ледоколом «Пятёрка» доставили в Николаев 26 паровозов. На коротком переходе док подвергся 11 налётам авиации, 78 бомб сброшено на цель, но ни одного попадания. Не повезло ледоколу «Макарову». Его док с паровозами пошёл ко дну от вражеской бомбы в трёх милях от берега…».

    Давно нет на свете этих людей, и почти тридцать лет нет с нами Ивана Петровича. Но память сильнее смерти.

    В своём публицистическом очерке Иван Гайдаенко вспоминает о буксирном катере «Алупка», для которого война стала суровой работой. Катер открывал и закрывал боновые заграждения при входе и выходе судов в Одесский порт. Он бессменно покачивался между маяком и волноломом, день и ночь под обстрелом артиллерии и бомбёжкой с воздуха. Капитан буксирного катера Борис Бернарчук нёс свою вахту у ворот дороги жизни. Сегодня в нашем городе живут потомки Бернарчуков, потомственные одесситы-моряки.

    Чести морской был верен и наш одессит, легендарный капитан Михаил Григор, с которым не раз встречался Гайдаенко.  Им, морякам, воевавшим в Великую Отечественную, было о чём вспомнить.

    «С ценным оборудованием на Мариуполь снялся пароход «Фабрициус», — продолжает писатель в своём очерке. — Вражеские войска перерезали железную дорогу, и уникальные станки уже нельзя вывезти из Мариуполя на восток, вглубь страны. Капитан Михаил Григор дерзнул провести морское судно с 4-метровой осадкой в вверх по Дону до Ростова. Низовой ветер нагнал воды в реку, увеличил глубины. Этим и воспользовался капитан. За 180 лет существования Ростова его жители впервые увидели у своих стен морской пароход и приняли его груз. Вода спала, и «Фабрициус» оказался на грунте. Чтобы не перекрыть путь морским судам, не застрять в канале, Михаил Григор дождался благоприятного уровня воды и без происшествий спустился вниз по реке до Мариуполя.  Станки отправлены по назначению.

    …Парусно-моторная шхуна «Матрос Штепенко» потоплена шальным снарядом на подходе к бухте. В трюме боезапас для батареи, громящей наседающего противника. Нельзя, нельзя оставить артиллеристов беззащитными. Матросы ныряют в ледяную воду затопленного трюма, стропят 125-килограммовые снаряды, укладывают их в шлюпку и доставляют батарейцам».

    Победа зависела от каждого, и этот каждый был пронизан такой силой духа и веры, что лучше, чем поэт Н. Тихонов, не скажешь: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б  не было в мире гвоздей».

    В этом кромешном аду каждый честно выполнял свою работу. Сколько талантливых грамотных лоцманов уводили суда от верной смерти. Сколько их вместе с экипажами и пассажирами погребено в морской пучине. Сегодня мало кто знает, что военным лоцманом строго предписывалось держать в тайне карты минной обстановки и даже не показывать их капитанам проводимых судов. В случае гибели судна лоцман обязан был утопить карты, для чего у него имелись тяжёлый предмет и сумка.

    16 октября 1941 г. Сырой сумрачный рассвет. Лоцманский катер «Сиваш» обходит бывшие свои владения. Пустой поверженный порт. Дымятся развалины. Последними уходят на «Сиваше» начальник Одесского порта П.Макаренко и руководители подчинённых ему служб.

    И вдруг, как проблеск надежды: «МЫ ВЕРНЁМСЯ !» — надпись на причальной стенке.

    Самые трудные дни сражений в Одессе, Севастополе, Феодосии появляется теплоход-рудовоз «Анатолий Серов».  Судно было названо в честь прославленного советского лётчика-истребителя, героя боёв в небе республиканской Испании Анатолия Серова.

    Об этом легендарном, неуязвимом черноморском транспорте и его экипаже пишет в своём очерке И. Гайдаенко: «С 1 мая 1942 года немцы плотно и жёстко блокировали морские подходы к Севастополю. Здесь, в 40 милях от маяка, торпедированный подводной лодкой погиб т/х «Василий Чапаев». Прямое попадание бомбы пустило на дно танкер «Громов».  В Сухарной балке девятью бомбами потоплено госпитальное судно «Абхазия».

    «Анатолий Серов» пробивается сквозь огневой заслон и становится под выгрузку. В конце мая он вместо трёх тысяч тонн военных грузов выгружает защитникам Севастополя три тысячи семьсот тонн. Под горячими осколками, под тоннами поднятой в воздух воды днём и ночью идёт разгрузка трюмов. Потоплена лагом стоящая баржа для приёма грузов, разворочены склады.

    Промокшие до нитки от воды и пота «серовцы» продолжают работу. Прямое попадание. Судно наполняется водой, садится на грунт. Убиты матросы Коваленко и Древский, моторист Попов, радист Гоцуленко, повар Семёнов. Ранен комиссар Ярошенко.  Второе прямое попадание. Убиты судовой врач и два матроса. Четыре члена команды ранены. Два прямых попадания и два сбитых «юнкерса» корабельными комендорами. В этот день судно атаковали 77 самолётов. За 8 дней стоянки в Севастополе экипаж отбил 42 массированных налёта. Нечеловеческое напряжение сил, груз выгружен, повреждение механизмов в машинном отделении устранено. Под пробоины заведены пластыри. Откачивается вода из трюмов и корабль своим ходом добирается в Новороссийск. Два месяца залечивает свои раны «Анатолий Серов».

    …Это было 12 августа. «Анатолий Серов» вышел в море. Коршунами налетели «юнкерсы». Свыше 100 бомб разорвалось рядом. Одно попадание и тонет «Анатолий Серов». Но ещё не всё сделано для победы, ещё не окончен разговор с врагом. Раненый капитан Третьяков разворачивает тонущее судно и выбрасывает его на мель. Не прекращаются бомбардировки неподвижного корабля. Чтобы не привлекать внимание немецкой авиации, принимается решение затопить судно. Экипаж отказывается покинуть борт. Уже заведены буксиры, судно пытаются оттянуть на глубину, но «Анатолий Серов» сопротивляется, не хочет сползать с мели. Там его и оставили. Экипаж ушёл в прибрежные сопки, забрав с собой оружие, часть продовольствия, ценные навигационные приборы. Вражескую авиацию больше не привлекает брошенный металлолом.  С наступлением сумерек «серовцы» побригадно перебираются на судно и до рассвета заводят пластырь, ремонтируют машину, забивают пробками мелкие пробоины. Сотни раз с тяжёлой кувалдой ныряет под воду матрос Батюшков. Метр за метром ощупывает он корабельное дно и борт, находит пробоины и заколачивает их деревянными заглушками.  Вдвоём с матросом Шевченко они залечили 200 корабельных ран. Боцман Ерохин и плотник Яровой изготовили пластырь нужного размера и подвели его под основную пробоину. На восьмые сутки люди откачали воду, и «Анатолий Серов» своим ходом сошёл с мелководья и добрался до Поти.

    За один год боевых рейсов судно 50 раз побывало в осаждённых Одессе, Севастополе, Феодосии, Керчи, Камыш-Буруне, пройдя свыше 10 тысяч огненных миль.

    В 1943 году в Чёрное море из Новороссийска, на рекомендованные курсы, снова вышел капитально отремонтированный, помолодевший «Анатолий Серов» и дожил до радостных дней Победы. Как герой-победитель он первым пришёл в освобождённую Одессу с мирными грузами для строительства…».

    Они обещали, и они вернулись!

    Великий философ Шарль Монтескье утверждал: «Лучшее средство привить любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». У наших отцов и дедов она была!

    Валентина ГАЙДАЕНКО

    На фото: Капитан М. Григор неоднократно выходил в рейсы с курсантами на учебном паруснике «Товарищ».

    Добавить комментарий

    Картины Карпачова от Strateg – как работает суггестивно-проективная арттерапия?

    Стресс, тревога и эмоциональная перегрузка стали нашими постоянными спутниками. От этого страдают и наши дети, которые не всегда могут словами объяснить свое внутреннее состояние. В таких случаях на помощь приходит суггестивно-проективная арттерапия, сочетающая в себе элементы искусства, психотерапии и суггестии.  Что такое суггестивно-проективная арттерапия? Суггестивно-проективная арттерапия – это метод психотерапии, основанный на использовании искусства для […]

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]