Такую «рекомендацию» гражданам, недоумевающим, как при существенном укреплении валютного курса гривни потребительские цены не только не падают, но и продолжают расти (!), дал министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов.
Вообще чиновники — мастера объяснять любую гадость, которую получает население от их действий. Так, когда гривня падала, а доллар рос, повышение цен оправдывали просто: а что вы хотите? Ведь Украина завалена импортом, а во многих отечественных товарах велика импортная составляющая. Поэтому, как только доллар начинает расти, растут и цены. Логично? Логично.
Но почему же такой зависимости нет, когда доллар падает? Вышеупомянутый министр так и заявил: политика ценообразования от валютного курса не зависит. Как говорится, приплыли. А что же тогда влияет на продолжающийся рост потребительских цен? Тимофей Милованов считает, что снижения не происходит из-за повышения зарплат и других расходов, входящих в себестоимость товаров. При этом чиновник подозревает, что его объяснение выглядит не очень-то убедительно, поэтому не исключает «зраду» потребительского рынка: «По определенным позициям, где должны были упасть цены, мы делаем аналитику и, если потребуется, будем общаться с рынком и проводить расследования».
Прокомментировал происходящее и премьер-министр Алексей Гончарук: «Не все события влияют по принципу «с сегодня на завтра». Такое явление, как усиление гривни, оказывает воздействие постепенно. Цены или растут медленнее, или даже снижаются по отдельным позициям. Но они должны падать быстрее. И это работа Антимонопольного комитета».
Все хорошо, но что же делать нам, потребителям, которых укрепление курса гривни при растущих ценах делает каждый день беднее? Так, по расчетам генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, если сравнить продуктовые цены с прошлогодними, когда доллар стоил 27,8 гривни, то есть был дороже более чем на 4 гривни, чем сейчас, то выходит, что цены на продукты выросли от 15 до 60 процентов. С хлебом вообще беда: при том, что пшеничная мука прибавила в цене всего 0,4 процента по сравнению с ноябрем прошлого года, батоны подорожали от 12 до 15 процентов.
Но министра Милованова все это несильно пугает. Дескать, надо подождать. Это при росте доллара цены моментально взлетают вверх. А при падении курса «зеленого» требуется, считает министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства, от шести месяцев до года, чтобы все, как говорится, устаканилось. Останутся ли к тому моменту у народа деньги — вот в чем вопрос…
Эксперты в области ценообразования с выводами чиновников категорически не согласны. Самый яркий пример — цены на чистый импорт, к примеру, на топливо. Гривня существенно укрепилась, мировая стоимость нефти не меняется, а существенного удешевления бензина и дизтоплива не наблюдается.
Специалисты называют целый комплекс специфических причин, которые мешают падать потребительским ценам. Не станем их перечислять. Потому что главной причиной, безусловно, является психологический фактор.
Ибо любой здравомыслящий человек, а уж тем более предприниматель, ясно видит: укрепление курса гривни носит искусственный характер. Ну, как можно всерьез рассуждать о ревальвации национальной валюты при дефиците торгового баланса в 11 миллиардов долларов и при продолжающемся падении промышленного производства в октябре и ноябре по 5 процентов каждый месяц?
Безусловно, курс «надули» искусственно — за счет продажи колоссального объема облигаций внутреннего займа. И когда государственная пирамида ценных бумаг рухнет — а это может произойти хоть завтра — в обменниках мы увидим курс 50 гривен за доллар. Правда, господин Милованов, наверняка, это тоже объяснит заботой о простых украинцах…