В разгар пандемии коронавируса правительство изрядно напугало украинцев, приняв постановление, согласно которому бригады скорой помощи будут приезжать к пациентам по приоритету. Также были установлены новые критерии для оценки состояния.
Новые критерии вступают в силу 1 января 2021 года. Премьер-министр Денис Шмыгаль попытался успокоить население, заявив, что новые правила вызова «скорой» должно оптимизировать работу экстренной помощи. «Это даст возможность снизить уровень смертности, ведь устанавливается приоритет для пациентов с критическим состоянием. Норматив прибытия медицинских бригад в таком случае должен составлять 10 минут с момента поступления обращения к диспетчеру», — заявил глава правительства.
Постановление делит заболевших граждан по четырем критериям в зависимости от состояния пациента:
— критические;
— экстренные;
-неэкстренные;
-непрофильные.
Диспетчер приема вызова оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф должен определить состояние пациента и его обстоятельства.
Если состояние критическое, норматив прибытия составляет 10 минут с момента поступления обращения к диспетчеру.
Если обращение относится к категории экстренных, ждать придется 20 минут.
При форс-мажорах «скорая» может опаздывать на критические звонки не более чем в 25% случаев. При вызовах к экстренным пациентам допускается превышение норматива, но не более чем в 15% случаев.
Обращения больных или пострадавших признаются критическими при неотложных состояниях, непосредственно угрожающих жизни, нуждающихся в реанимации:
- сопровождаются отсутствием дыхания, неэффективным дыханием или признаками массивного кровотечения или кровопотери;
- обусловлены всеми видами травм, влиянием внешних факторов (поражение током, молнией и тому подобное), интоксикацией и отравлением, острыми хроническими заболеваниями.К экстренным относятся обращения в отношении пострадавших при неотложных состояниях, которые несут угрозу жизни и здоровью и могут привести к резкому ухудшению состояния, если помощь оказать не вовремя. Экстренные обращения сопровождаются:
- нарушением сознания;
- признаками кровотечения;
- признаками острого коронарного синдрома;
- признаками острого мозгового инсульта;
- расстройствами дыхания;
- обусловлены всеми видами травм, воздействием внешних факторов (поражение током, молнией);
- интоксикацией и отравлением, острыми хроническими заболеваниями.
- Обращение неэкстренные — это вызовы в отношении пострадавшего или больного, состояние которого не является неотложным, и отсрочка оказания медицинской помощи не приведет к ухудшению состояния здоровья. На сайте Минздрава это описывается так: сначала такому пациенту диспетчер рекомендует обратиться к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь, с которым заключена декларация, или в ближайшее отделение экстренной медицинской помощи. Такое обращение может быть передано в дежурный центр первичной медико-санитарной помощи. В случае отсутствия такой возможности диспетчер направляет к пациенту бригаду скорой помощи, не выполняющую критические или экстренные вызовы.
- И последняя категория — непрофильные обращения. Это вызовы в отношении пострадавших или больных, состояние которых не является неотложным. Больной не нуждается в оценке состояния на месте. Диспетчер рекомендует обратиться к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь, с которым заключена декларация. В случае необходимости, ответственным медицинским работником должна быть предоставлена дистанционная консультация.В общем, теперь, прежде чем вызвать «скорую», вначале определись, какой у тебя случай: критический, экстренный, неэкстренный или непрофильный? А, вызвав, засекай время – по нормативам Кабмина. И радуйся, если останешься жив…