30 июня 1941 года совместным решением Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР был создан чрезвычайный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточилась вся полнота власти в стране, государственное, военное и хозяйственное руководство.
Вместе со всем советским народом единодушно поднялись на защиту социалистической Родины и трудящиеся Одессы – одного из крупнейших экономических, научных и культурных центров Советской Украины. Накануне войны в Одессе было 343 промышленных предприятия, которые начали перестраивать свое производство на выпуск 134 видов военной продукции.
На фоне огромных масштабов Великой Отечественной войны эти данные могут показаться не столь значительными. И если учесть, что все это делалось в осажденном городе, под огнем противника, при недостатке оборудования и материалов, то станет очевидным значение трудового подвига рабочих Одессы.
Большую роль в экономической жизни страны играл Одесский порт, в то время лучший порт на Черном море и второй по величине в СССР, основная база Черноморского пароходства: к Одессе было приписано 73 грузовых и пассажирских судна.
На станциях и на подъездных путях Одесского железнодорожного узла скопилось значительное количество подвижного состава, в том числе 60 паровозов. Отправить их в тыл по железной дороге уже не представлялось возможным: пути были перерезаны противником. Портовики и моряки Черноморского пароходства взялись вывезти паровозы морским путем в Николаев, где не хватало локомотивов для эвакуации промышленного оборудования.
В результате исключительно напряженных усилий портовиков и железнодорожников в предельно сжатые сроки на 6000-тонный плавучий док было погружено 26 паровозов с тендерами, полным запасом топлива и воды. Вместе с локомотивами отправились в Николаев 52 паровозные бригады. 7 августа на буксире ледокола «Макаров» и морского буксира «Силин» плавучий док покинул Платоновский мол Одесского порта. Эту экспедицию возглавил опытный капитан К. И. Мощинский. Утром следующего дня паровозы были доставлены в Николаев, а вечером они увели вглубь страны 25 эшелонов с фабрично-заводским оборудованием.
В городе насчитывалось 16 высших учебных заведений, 30 техникумов и специальных средних учебных заведений, 28 научно-исследовательских учреждений, 6 театров, десятки клубов, библиотек, музеев. Общесоюзное значение имели многие одесские курорты.
В Одессе проживало тогда свыше 600 тысяч человек. По численности населения город занимал третье место в Украине после Киева и Харькова.
И так случилось, что с самого начала войны Одесса оказалась в прифронтовой зоне. 22 июня, еще до объявления Указа Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных, у райвоенкоматов выстраивались огромные очереди добровольцев на фронт. И уже в первые дни войны в армию и на флот ушло более 142 тысяч жителей Одессы. Развернулось широкое движение по созданию истребительных батальонов (6 истребительных батальонов общей численностью 3620) и народного ополчения (свыше 55 тысяч человек). Из числа девушек – народных ополченцев на спецкурсах готовились медсестры и сандружинницы.
Война пришла на Одесчину в разгар лета, когда созрел богатый урожай, и быстрейшая его уборка стала боевой задачей. Сотни женщин-трактористок вышли на передовой край битвы за урожай. Несмотря на нехватку транспорта и бомбардировку, вывезено вглубь страны около 3 млн. пудов хлеба.
5 июля 1941 г. противнику удалось форсировать реку Прут в среднем её течении и повести наступление на Могилев-Подольский и Кишинев. Это создавало серьезную угрозу Одессе с суши, как главной базе снабжения советских войск Южного фронта. Гитлеровцы не могли рассчитывать на успех в морских сражениях на Черном море хотя бы потому, что ЧФ обладал бесспорным превосходством в численности и боеспособности кораблей, основную мощь которых составляли 47 подводных лодок и 84 торпедных катера, а также 5 крейсеров, 13 эскадренных миноносцев, 2 сторожевых корабля и 15 тральщиков.
Во всеобъемлющем историко-документальном 468-страничном труде «Оборона Одессы» авторов В. Савченко и А. Филиппенко детально изложены факты событий этого короткого 73-дневного этапа борьбы советского народа с фашистской нечистью.
Так, по настоянию главкома Юго-Западного направления фронта С. М. Буденного Ставкой Верховного главнокомандования «… 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), в состав которого были включены силы Приморской армии, Одесской военно-морской базы и приданные ей корабли ЧФ, а командующим войсками ООР назначен командир Одесской военно-морской базы контр-адмирал Г. В. Жуков». После назначения командующим ООР контр-адмирал Жуков перебрался с КП Одесской военно-морской базы (размещался на ул. Торговой в здании кардиологического института) в подземный штаб Приморской армии на ул. Дидрихсона (старые подвалы коньячного завода). И это единоначалие дало свои результаты.
«На 20 августа протяженность фронта одесской обороны составляла более 80 км. В частях, державших этот фронт, насчитывалось 34500 бойцов и командиров. Из них автоматами были вооружены 660 человек, полуавтоматическими винтовками – 2450. Станковых пулеметов имелось 418, ручных – 703, танков – 2, самолетов –19».
Отметить надо и удачные контрнаступления Красной армии: Григорьевский десант, успешные налеты на румынские города Констанцу, Сулину, Галац. Несогласованность в действиях штаба ЧФ 26 июня, когда группа кораблей совершила атаку на порт Констанцу – главную базу, привела к тому, что курсирующие в том районе подлодки Щ-205, Щ-206 и Щ-209 не были оповещены о рейде на Констанцу, и есть предположение, что Щ- 206 торпедировала крейсер «Москва» и сама погибла от глубинных бомб эсминца «Сообразительный». Но именно корабли ЧФ оказывали огневую помощь флангам Приморской армии.
Обстрел и бомбежки Одессы начались через месяц после начала войны. «Город был охвачен огнем: горели дома на Греческой площади (телефонная станция), Дворец моряков, пушкинский дом, уничтожены дома напротив Оперного театра. За время обороны Одессы было зарегистрировано 615 бомбежек, от которых погибло более 300 человек. Над территорией порта и в порт было сброшено более 900 бомб, разрушено 24 склада, повреждено 7 причалов, разрушены 2 электростанции». Для тушения пожаров и снабжения населения города водой, которая уже не поступала в город с Днестра, было расконсервировано 58 артезианских скважин, одесситы брали воду в родниках Дюковского сада, на Большом Фонтане. Горожане получали воду через дворовые и уличные краны в определенные часы и по карточкам по норме – полведра воды на человека в сутки. «В приказе Г. В. Жукова №2 по ООР указывалось, что солдаты за недостатком пресной воды, должны использовать для приготовления пищи, питья и технических целей морскую воду. Для поварских нужд воду требовалось «приготавливать таким способом – на 1 литр морской воды добавлять 5 граммов питьевой соды, кипятить 20 минут, после удалить осадок. Для питья – смешивать 50 на 50 морскую и пресную воду, отстаивать 5 дней и добавлять 2 таблетки патоцида (для обеззараживания) на литр смешанной воды».
Ставка делала все возможное для обеспечения ООР свежим пополнением. «22–30 августа в Одессу прибыли 1, 2, 3, 4, 5, 6-й отряды моряков-добровольцев из Севастополя в количестве 2300 бойцов и 92 офицера. 27 августа из Севастополя доставлено 6500 винтовок для одесских ополченцев. ВВС ООР получили небольшое пополнение в виде эскадрильи И-16 под командованием капитана Ф.И. Демченко из 8-го истребительного авиаполка ЧФ. Прилетело из Крыма несколько истребителей и два штурмовика Ил-2». «…А уже 5 сентября в Одессу было направлено 5000 винтовок, 150 станковых пулеметов, 300 пистолетов-пулеметов Дегтярева, 120 минометов разного калибра…».
Интересный факт из телеграммы Маршала Антонеску: «…Не будь комиссаров-евреев, которые, будучи вооружены револьверами, с дьявольским упорством толкают в спину русских и заставляют их умирать на передовой, мы давно были бы в Одессе». Как бы не так: две геройские батареи 411-я и 412-я не давали продыху румынам и били их на двух флангах (южном и северном) и в хвост, и в гриву.
К концу сентября на южном крыле советско-германского фронта обстановка обострилась. Противник вторгся в Донбасс и начал наступление в южном направлении, стремясь захватить Крымский полуостров. Возникла угроза потери главной базы Черноморского флота. Вследствие этого дальнейшая оборона Одессы, оставшейся в глубоком тылу, становилась крайне затруднительной.
(Окончание в следующем номере)
Валерий ШЕРСТОБИТОВ, к.т.н., доцент, член Ассоциации моряков-подводников им. А. Маринеско