Завершаются летние каникулы, на следующей неделе дети пойдут в школу. Для любого ребенка начало учебного процесса – серьезное психологическое испытание. А для первоклашек – особенно.
«Ребенку необходимо адаптироваться, приспособиться к новым условиям, новому режиму, новым требованиям, обязанностям, контактам», — подчеркивает заведующая детским отделением Одесского областного медицинского центра психического здоровья, внештатный специалист по детской психиатрии департамента здравоохранения ОГА, врач-психиатр высшей категории М. К. Вакулович.
Психологическая адаптация к школе, говорит Мария Константиновна, у каждого ребенка происходит по-своему. Настрой – от семейного воспитания, что подтверждают и другие специалисты. Слишком строгое подавляет инициативу, а то и волю ребенка – у него может выработаться заниженная самооценка. Вседозволенность, чрезмерное потакание во всем может способствовать завышенной самооценке. Чрезмерная опека порождают инфантильность, от которой иные не избавляются и во взрослой жизни, когда самому нужно принимать решения.
Вхождение в новый коллектив — зачастую нелегкий путь и для взрослых. Внимательное, заботливое отношение не только к физическому, но и к психическому здоровью ребенка – залог его успеха и сегодня, и в будущем.
К примеру, малыш давно жалуется на головную боль или на то, что нечетко что-то видит, что-то недослышит, плохо выговаривает какие-то звуки, слова… Бывает, вы мимоходом отметили его подавленность или импульсивность, а то и необъяснимую, с вашей точки зрения, агрессию… И что? Полагаетесь на бытующее «сами справимся», «перерастет»? И упускаете время. А надо бы обговорить все с врачом, скажем, с невропатологом, терапевтом, и не отказываться от помощи.
Если ребенку в семье уделяется мало внимания, с ним мало общаются, он чувствует себя ненужным, отстает в развитии, это сказывается и на психическом здоровье. Поэтому, если начали поступать жалобы учителя на неусидчивость, невнимательность вашего ребенка, на то, что он может во время урока что-то выкрикивать, ходить по классу или уходить совсем, – вините, прежде всего, себя: недосмотрели, не пришли ему на помощь вовремя. Таким, «особенным», ребятам, как правило, предлагают индивидуальное (на дому) или инклюзивное обучение. Сегодня, к счастью, и в нашей стране, как в цивилизованных государствах, организованы инклюзивные классы.
Нынче уже никто не отрицает, что «леворукие» дети (и взрослые) быстрее и шире схватывают информацию, быстрее соображают и мыслят более творчески. Имена их известны каждому: Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Александр Македонский… А ведь еще недавно психологическую особенность левшей приходилось доказывать, их считали людьми с отклонением и силком переучивали… на правшей. Теперь же для них, «леворуких», есть специальные магазины, в частности, в Одессе.
Возможно, и в классе, где скоро сядут за парту ваши малыш или малышка, вместе с ними будет постигать новые знания будущий гений. А может, и вашим юным чадам суждено стать выдающимися личностями. Многое зависит от вас, родителей…