Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Глазами де Волана: население Причерноморского края

Франц де Волан — голландский инженер, первый архитектор, автор проекта военно-торгового порта и генерального плана города Одессы, в своих записках много и подробно описывал население и быт края, в котором ему было суждено работать. Особое внимание он уделял «Верным Черноморским казакам», коих считал достойными подражания, в силу их храбрости, предприимчивости и набожности.

По мнению первостроителя Одессы, нельзя было обрести процветающее население в крае, который, волею обстоятельств, стал, прежде всего, барьером в нескончаемых войнах. У турок, которые этим «барьерным» принципом руководствовались, население было только в Очаковской и Аджибейской крепостях, и то прозябало почти заброшенным.

Перед войной в нашем крае насчитывалось 4 поселения: Очаков, Аджибей, Аджидери и Дубазар, а также около 150 деревенек, большей частью татарских, достаточно населенных и с прекрасно обработанными полями. После войны от этого населения осталось всего 7-8 молдавских сел на Делигоеле и в верховьях Днестра, не покинутые жителями и насчитывающие 300-350 семей.

«Мягкое и человечное отношение к этим семьям наших начальников вскоре побудило прежних молдавских жителей, укрывшихся в других местах, вернуться и привести с собой новых поселенцев. Таким образом, после заключения Ясского мира имеется 1 поселение и 39 сел, либо новых, либо вновь заселенных и имеющих в общей сложности 2272 семьи (молдавских или бессарабских)», — пишет в своих записках Франц де Волан.

Очевидно, что, предоставив населению некоторые привилегии, власти рассчитывали на то, что можно будет привлечь еще многих молдаван, которые из-за дурного обращения своих бояр большей частью все еще жили у турок.

Близость Польши привела в провинцию и несколько сот беженцев, особенно евреев, заложивших новый город напротив Балты. Де Волан в своих мемуарах высказывал сомнения в том, следует ли стремиться к тому, чтобы еврейские колонии множились на вверенной ему территории, так как с одной стороны, они занимались коммерцией, создавая здоровую конкуренцию в этой сфере, с другой — жители равнин зачастую становились жертвами их монополии и вымогательств. Однако, по его мнению, было верно и то, что «если крестьянин и попадается на удочку, то по своей воле».

Существовала также довольно значительная колония армян, пожелавших отдать себя под власть русских. Их перевезли из Бессарабии числом до 1582 семей или же около 8 000 душ. Известно, что им хотели отдать под заселение два города: один на Боге, другой на Днестре, подходящие для того, чтобы способствовать их торговому, а главное, ремесленному гению, для чего Провинция предоставляла бы сырье для шелка, шерсти, пеньки, кож для сафьяна и вплоть до красителей для изготовления последнего.

Все население верхней части Провинции достигало во времена де Волана приблизительно 20 тыс душ, но число это ежедневно увеличивалось.  Раздел земель привлекал многочисленных колонистов. Многие дворяне требовали земли, чтобы перевезти своих крестьян из Польши.

Нижняя часть Провинции с самого начала предназначалась для Черноморских казаков, и они уже распорядились ею, поселив там своих ветеранов и разместив канцелярию своего управления. Число тех, кто там уже обосновался, насчитывало 1320 семей. Исходя из официальной переписи того времени, количество Верных Черноморских казаков оценивалось в 4 000 душ. Считается, что эти данные преувеличены, но как 6ы то ни было, этот народ действительно заслуживал внимания правительства.

«Маловероятно, что, однажды обосновавшись тут, они согласятся сменить эти места на полуостров Тамань, который им был уступлен распоряжением ранее. Расчет на то, что если им понравится проживание на Днестре, и в долине Кучурган, то они предпочтут отказаться от обычаев своей общины и подчинятся законом Империи – оправдался», — писал де Волан, который всегда благосклонно отзывался о «Верных Черноморских казаках», считая их политическую организацию единственной предосудительной чертой.

«Представители этого народа обладают предприимчивостью, достойной подражания, а в ходе войны они доказали, что у них доблести не меньше, чем у самых отважных наших военных отрядов. Они набожны до суеверия, и, завоевав доверие их духовенства, думается, было 6ы легко произвести полное изменение их политической организации», — отмечал в своих записках де Волан.

Население Черноморской провинции после заключения мира состояло из 26 000 душ или 6 200 семей и жилищ. А благодатный климат и плодородие земли представлялись благоприятными для появления многочисленного населения. В целом, уже в те времена, Провинция могла 6ы без малейших затруднений прокормить и 200 тысяч душ.

«Молдаване, проживающие в 5 верстах отсюда, говорят об Аджидери, как о земном рае и в особенности хвалят вино, которое здесь делали, считая его лучшим во всей Молдавии и Бессарабии. Сельское хозяйство тут весьма развито, поскольку вся земля между берегом моря и до самого берега лимана повсюду покрыта бороздами, следами пшеничных полей. Их площадь составляет 330 квадратных верст», — описывал поселение де Волан.

Аджидери был самым большим городом в провинции после Очакова и имел весьма обширный рынок вывоза пшеницы и скота (в основном баранов) в Константинополь. Несколько армян владели здесь крупными дубильнями.

Небольшая бухта, образовавшаяся перед городом, служила ему портом, и к тому же самым удобным, какой можно найти в этих окрестностях и подходящим для судов, которые могут ходить по лиману. Глубина воды составляет 14 футов на расстоянии 40 саженей от берега, а у самого берега — 5 футов, что позволяло судам подходить так близко к берегу, что их можно было загружать и разгружать, не прибегая к помощи паромов или шлюпок. Дно в бухте песчаное с гравием. Черноморским казакам весьма полюбился этот порт, который они считали своим военным портом, местонахождением адмиралтейства и собственных верфей.

Облюбовали Черноморские казаки и развалины Татарского города Тартархазан, ныне известного, как Маяки.

Историки тех времен долго ломали голову, относя дату постройки к далекой древности. В те времена Аккерманский лиман представлял собой всего лишь одну из бухт Черного моря, что и стало причиной сооружения маяка. После исследований местности обнаружилось, что это стена мечети, разрушившейся под воздействием времени и из-за скверного камня, использованного при строительстве. Полностью сохранившиеся фундаменты крепости и минарета, надгробия с турецкими надписями доказывают верность этого утверждения. Этих надгробных камней очень большое количество, а в ста саженях отсюда были обнаружены остатки фундаментов домов, таких же, как и у подножия холма, совсем рядом с которым протекает Днестр. Эти руины — остатки Татарского города Тартархазан. У татар был мост через Днестр, который служил для связи с Бессарабией через косу Поланк.

Вот на этой территории и поселились 4 семьи Черноморских казаков, и поскольку окрестности приносили очень много пшеницы, они основали тут деревню. Еще множество интересных фактов рассказывает в своих записках де Волан об устройстве быта и разнообразии населения Причерноморья. Но об этом мы расскажем в следующем материале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Как научить своего ребенка быть осторожным с незнакомцами

Согласно международной практики, за безопасность детей отвечают, в первую очередь, родители. Лишь на время, когда дети находятся в школе, на занятии кружка или на тренировке в спортивной секции ответственность ложится на педагогов.  Но именно родители должны объяснять и учить детей, как вести себя с незнакомыми людьми. Ведь в большинстве случаев неприятностей случаются именно из-за того,…

Как прекратить откладывать все «на потом» и начать все успевать

Желание отложить исполнение каких-нибудь скучных, неприятных, или просто накопившихся, дел «на потом» знакомо практически каждому взрослому. Это явление называется загадочным словом «прокрастинация». Точно так же всем прекрасно известно, что будет, если не сделать что-то вовремя: делать все равно придется, добавятся новые  задачи, требующие решения и в итоге — времени на все станет значительно меньше, а…

Насилие в семье: кто поможет в Одессе, если некуда бежать

Если семейная жизнь далека от идеала и у женщины нет больше сил терпеть насилие, выход  есть: 15 лет кризисный центр «София» оказывает всестороннюю помощь  женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Большинство из них пережили семейное насилие и дойдя до критической точки, решают изменить свою жизнь. «Пушкинская» побывала в кризисном центре и узнала, кто помогает…

Тайны и загадки Севериновки

Живёт в Севериновке Одесской области легенда. Будто одному из местных жителей явилась во сне Дева Мария и указала, где клад закопан на Боговой горе, как называют это место и поныне.