Пока не принят новый Трудовой кодекс, который Верховная Рада рассматривает с перерывами около 10 лет, правительство решило внести изменения в старый КЗоТ образца 1971 года.
В соответствии с законопроектом, предложенным Минсоцполитики, предлагается легализовать дистанционную работу, гибкий график рабочего времени, что позволит работникам самим планировать время, а также отменить максимальный перерыв на обед (сейчас разрешено не более 2 часов). Пока трудиться в частной фирме не в офисе и не от звонка до звонка можно только по согласованию с руководством, а в госструктурах такие методы вообще не приветствуются.
На обсуждение законопроекта уйдет месяц, на обсуждение новому составу Верховной Рады его могут вынести уже нынешней осенью. Если парламентарии правки к КЗоТу одобрят, то они могут вступить в силу уже до конца нынешнего года.
По мнению замминистра Минсоцполитики Николая Шамбира, предложенные изменения позволят повысить производительность труда, создать благоприятные условия для отдыха и совмещения работником трудовых и семейных обязанностей, способствовать занятости малозащищенных категорий населения (инвалидов, несовершеннолетних, пожилых). А бизнесу это даст конкурентные преимущества на рынке труда в виде снижения текучести кадров и расходов на оплату сверхурочных часов работы. Конечно, новшество коснется представителей не всех специальностей.
Правда, в министерстве признают, что новые подходы к организации работы имеют свои недостатки. Прежде всего, это расходы фирмы на организацию удаленной работы и оплату IT-услуг, сложность учета занятости работников и распределения поручений между ними. Также при отсутствии жесткого контроля возможны злоупотребления со стороны работников, которые станут больше времени тратить на личные нужды в ущерб заданию, из-за чего возможен срыв сроков выполнения работ или снижение их качества.
По мнению специалистов в области кадровой политики, полностью переводить сотрудников на удаленный доступ и гибкий график нецелесообразно. Все же один—два дня в неделю все работники должны быть на рабочих местах.