«Правда за Одессу» продолжает рассказ о истории предшественника Одессы Хаджибея.
К концу 16 века уже татарский Качубей пришел в полный упадок, он перестал был портом, его укрепления разрушились. Так появилось Качубеево городище. Польский дипломат Мартин Броневский, путешествовавший тогда в этих местах, писал, что вокруг городища этого было множество соляных озер, куда стекалось большое количество казаков, которые гибли там в междуусобных стычках. И что количество убийств было столько велико, что путешественники боялись в тех местах не то что останавливаться на ночь, но даже кормить лошадей. Качубей стал незначительным поселком, жившим только за счет того, что давали лиманы. Казаки добывали тут рыбу, и слава у места была дурная, тут постоянно случались драки и грабежи.
К началу 18 века Качибей оставался малозаметной татарской деревушкой, даже не занесенной на карту. По сведениям Маркевича, в 1764 году турки начали строить в тех местах крепость Ени-Дунья. Вот она то уже находилась на месте нынешней Одессы, в самом ее сердце, в районе Приморского бульвара, недалеко от Качубеева маяка.
Ени-Дунья, в переводе с турецкого — Новый свет. Но название не прижилось, так как к крепости потянулось население тех самых рыбацких деревушек, ее вскоре стали называть старым названием Качубей, переиначив на турецкий манер, Хаджибей.
Описание тех мест оставил полковник запорожцев Семен Галицкий, чьи запорожцы свои набегами регулярно разоряли эти места и их жителей. В докладе о своих действиях он писал, например, о отобранных 10 лошадях у местных пахарей, и взятии в плен троих из них, и убийстве двух. Он сетовал что воинов тут нет, одни пахари да табунщики. Добрые хлопцы ночами искали стада, «отбирали скотину, а пахарей и табунщиков резали». Обо всем этом Галицкий письменно докладывал в Кош.
Неудивительно, что запорожцы присоединились к русским войскам князя Прозоровского, при первой попытке взять турецкий Хаджибей летом 1770 года. Попытка тогда провалилась, каменные укрепления турецкой крепости выдержали удары русских пушек. Зато казаки оторвались по полной вырезая население окрестных деревушек, которое не успело укрыться в крепости, о чем немедленно докладывали в Кош.
Ко взятию крепости русскими войсками, население, по описанию историков составляло около сотни человек, в самой крепости находился гарнизон с 15 пушками, в 300 человек с несколькими турецкими офицерами, под руководством паши. А поселение Хаджибей состояло из нескольких бараков и небольших землянок построенных из местного земляного камня и утепленных воилоком. Было и пару каменных домов, но они были редкостью.По крайней мере один большой каменный дом точно был, именно в нем, запорожцы убили при попытке первого штурма 14 человек, о чем указанно в меморандуме в Кош.
По сведениям историка Смольянинова, была еще кофейня, являвшаяся центром местной жизни, у которой росло грушевое дерево. Она принадлежала грекам Аспориди и небольшое мусульманское кладбище. Около сотни жителей (не считая гарнизона) в большинстве своем татары и турки, кроме них греки, молдаване и другие восточные христиане из турецко-поданных. Предположительно, были и немногочисленные караимы, поляки, и русские — беглые с Малороссийских земель Речи Посполитой и РИ. Все они разводили рогатый скот, коней и овец, малороссы занимались еще и хлебопашеством. Распространены были также рыболовство и добыча соли.
Продолжение следует.