Когда замечательный одесский краевед, доктор исторических наук, профессор, защитивший четыре диссертации, Саул Яковлевич Боровой выступал на заседаниях в Доме учёных, то очень многие специально приходили послушать его. Повествования учёного об истории Одессы были столь поэтичны, что ими заслушивались. Так вот, однажды профессор сообщил, что, изучая историю войска Запорожского, обнаружил и для себя, может быть, неожиданное – оказалось, что среди запорожцев был и еврейский отряд. Это легко определялось по их именам. Такая находка вызвала полное неприятие компартийных чинуш и их сторонников, но и каких-либо доказательств противного никто, конечно же, привести не мог.
Немало ещё неожиданного таит в себе история одесского края. Откровенно говоря, заинтересовавшись историей села с любопытным названием Гандрабуры, что в Ананьевском районе, вовсе не ожидал найти столь много подробных описаний его истории и предыстории, сделанных его же жителями. Среди них — и школьные учителя-историки, кому, как говорится, «диплом велел», и те жители села, в память которых как бы «врезалось» что-то особенно примечательное.
Например, учитель и краевед Иван Сергеевич Мороз на основании своих исследований полагает, что село Гандрабуры основано в августе 1675 года. А дело было так. В июле 1675 года знаменитый и непобедимый кошевой атаман Иван Сирко во главе 20-тысячного Запорожского войска совершил удачный, как всегда, поход против крымских татар. В войске запорожцев состояло, как оказалось, много молдаван, которые бежали в поисках избавления от притеснений, творимых боярами, и прибились к вольным казакам. Из молдавских крестьян образовался целый запорожский курень во главе с атаманом Тимофеем Степановичем Гандрабурой. Но далеко не все бывшие крепостные крестьяне мечтали о казацкой жизни и славе. Многие более всего стремились обрести землю, скот, завести свое хозяйство.
Обойдя татаро-турецкий заслон на Перекопе, армия прославленного Сирко вторглась в Крым через Сивашское озеро и двинулась на Кафу (ныне — Феодосия). Здесь, на главном невольничьем рынке Крыма, Сирко надеялся найти и освободить своих земляков от татарской неволи, захватить награбленные татарами богатства, а заодно и «богатых татар», за которых хотел получить выкуп. Но кошевой атаман Гандрабура повёл своих людей не на Кафу, а на пастбища, где собрал отары овец, табуны лошадей и целые стада рогатого скота.
С живыми трофеями отряд Тимофея Гандрабуры совершил обратный путь до самого Тилигульского лимана, где, поделив скот, разбился на маленькие отряды. Свой отряд из 12 человек Тимофей Гандрабура повел вверх до притока Тилигула – Липица. Дальше маленький отряд дошёл до места, где в Липицу впадают два притока: Сырба и Стрымба. Там они нашли обширный луг, лес и большой водоем, с камышом и лозняком. Именно здесь решили остановиться.
На возвышенном месте они огородили участок земли и для начала построили камышовые шалаши. Потом соорудили землянки наподобие запорожских куреней, но с кошарами для овец и хлевом для остального скота. Отделили от общего стада дойных коров и лучших лошадей.
В сентябре к ним подъехали и остановились на ночлег волынские чумаки, чьи возы с круторогими быками были заполнены мешками пшеницы. Пока варился кулеш с бараниной, чумаки рассказали казакам, что верст за 30 на север находится городок Балта с богатым базаром. Говорили, что там казаки могут выгодно продать часть скота и приобрести телеги, упряжь, инструменты, кухонную посуду и всё прочее, необходимое для обустройства на новом месте.
Так поселенцы и поступили. Успешно продав свой товар, они купили два воза на железных осях, упряжи, топоры, пилы, сверла, инструменты, кованые гвозди, кадки, лопаты, вилы и прочее подобное. Инструменты подбирал Еремей Лупул, «перекрещенный» казаками в Лупуленко.
Забегая вперёд, уместно отметить, пожалуй, что когда казаки обжились, то возникшее уже поселение стало привлекать и других выходцев из Запорожской сечи, которые приходили сюда на зимовку. Многие находили себе здесь пару, женились и навсегда оставались жить в селе, обзаводились своим хозяйством. А чтобы их труднее было найти бывшим хозяевам-крепостникам и вернуть обратно, в неволю, освоившиеся в новых условиях казаки изменяли свои фамилии. Так, пришельцы из Белоруссии становились Мазурянами, из Сербии – Драганами, из Полесья – Полещуками, из Валахии – Волошиными и Волочанами, из Мунтении – Мунтянами, из Центральной Молдавии – Моцманами (Моспанами). К казакам-молдаванам, остававшимся в большинстве, пришли и прижились, нашли себе достойное занятие и цыгане, и евреи.
Итак, вернувшись с балтского базара, поселенцы смастерили себе сани и с наступлением зимы стали возить в каждый двор строительные материалы: лес, камыш, вербную лозу. Когда морозы сковали все водные преграды, казаки, прежде имевшие свои семьи, направились в Молдавию – их не могли не волновать судьбы оставшихся в неволе родных и близких. В зимний опасный поход отправились Тимофей Гандрабура, Еремей Лупуленко, Василий Мунтяну, Николай Костенко, Семен Сандуленко. Чтобы не быть обнаруженными, схваченными и вновь закабалёнными, передвигались они только ночью. Немалых трудов стоило, оставаясь незамеченными, пренебрегая всеми опасностями, найти, собрать и вывезти в новое место членов семьи каждого из них, порой с детьми. Но через две недели опасного похода казацкий лагерь стал совсем иным — семейным.
А весной 1676 года начался в поселении настоящий «строительный бум» — казаки строили дома. Строили дружно, сообща, основательно – на деревянных столбах. Но стены были плетены из лозы и обмазаны глиной, крышу накрывали камышом. Внутри стены белили белой глиной, снаружи – известью. Внизу дома сооружали завалинки, на которых сидели, отдыхали, а летом даже спали.
Обустроились поселяне основательно. Земли было вдоволь, сколько обработать сможешь. Сеяли и обрабатывали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо и коноплю, сажали кукурузу и подсолнечник. Основной тягловой силой оставались быки.
Огромное значение имело овцеводство. Вначале овец содержали у дома, а потом на лето стали отправлять в «стыны». Хозяева всей семьей ездили туда на 2-3 дня, чтобы доить тысячи овец. Потом передавали их следующему хозяину, по очереди. Делали овечью брынзу, солили её в кадках, заготавливая на весь год.
Атаман Тимофей Гандрабура продолжал сохранять главенство в селении. Семья его состояла из шести человек: самого Тимофея, его жены Степаниды (Штефаны), 19-летнего сына Исайя, дочерей Анны и Дарьи, и 5-летнего Алексея. Но сын Исайя, наслушавшись рассказов отца о подвигах казаков, подался в Запорожскую сечь и пропал без вести. Младшего сына турки забрали и увезли с собой, когда село попало под турецкое иго. Однако фамилия семьи сохранилась всё-таки в названии села, во множественном числе. Впрочем, происхождение самой фамилии остаётся пока загадкой.