Мы уже рассказали о том, как казаки кошевого атамана Тимофея Степановича Гандрабуры село основали в нынешнем Ананьевском районе и дома построили. Но была одна на всех беда — турки их в покое не оставляли, а другой высшей власти на земле той в конце ХVII века и не было. Условия османы поставили жёсткие: запрещали ездить верхом, носить оружие, ограничивали строительство храмов, а осенью приходили сборщики налогов… И если б они только то и хотели получить, что по одной голове рогатой скотины со двора и меры зерна, так нет же, они ещё с десяти дворов по одному мальчику требовали — горе-то какое… Лучших воинов-янычар османы воспитывали из славянских юношей. И то не вся беда, ещё и «самодеятельные» банды татар и турок налетали. Потому и возникали отряды защиты (хайдуки, барбулы), которые собирались в лесах и оттуда бандитов разгоняли. Некоторые из молодых предпочли уходить в Сечь Запорожскую. Однако из Сечи в село казаки тоже приходили и поселялись, кто хозяйство своё желал иметь.
Но в 1791 году, после победы над Измаилом, по Ясскому мирному договору между Россией и Османской империей турки оставили наш край. Гандрабуры оказались в Ананьевской волости Тираспольского уезда Подольской губернии. Крестьян не стали принуждать вернуться к своим бывшим «хозяевам», а дали статус государственных с обязанностью платить налог в казну. Сохранилась в селе и земельная община, которая занималась распределением земли. Появились, увы, и польские помещики, которым государство обильно раздавало земли в округе. Но самым тяжким было другое. Вновь обретенные земли нужно было защищать, и селян рекрутировали. А служили в армии по 25 лет, отчего проводы в армию превращались в прощание навсегда, со слезами.
Сразу после избавления от турок-осман явился в селе монах Киево-Печерской лавры. Отец Таисий — молдаванин, выходец из Ясс, окончил в Киеве братскую школу, открытую митрополитом Петром Могилой (Мовилэ). Монах начал собирать средства на церковь, которая для православных на протяжении столетий была непременным условием жизни, воплощением устойчивости их в вере и народного самоутверждения. Заботами о. Таисия собрали материалы, пригласили из Киева специалистов и выстроили в 1792 году деревянную церковь. Освятили её в день апостолов Петра и Павла, во имя их, а прослужила она до 1872 года. Из Киева же привезли колокола и церковную утварь. Сразу, после освящения церкви, началось массовое крещение детей, венчание невенчанных людей, отпевание давно усопших. Южнее церкви построили церковно-приходскую 2-классную школу.
В результате реформ императора Николая І в 1836 году была образована Херсонская губерния и создан Ананьевский уезд, в котором Гандрабуры стали волостным центром. В селе построили здание волостного правления, а возле него и «скардигарню» — КПЗ по-нынешнему. На сходе селян избрали волостную управу, старосту управы, судебного старосту, казначея и назначили урядника, то есть участкового полицейского.
В реформы Александра II, в 1864 году построили 4-классную земскую школу. Селяне сохранили в памяти имена учительниц: Варвары Федоровны и Елены Федоровны Катаревых — дочерей местного священника, отца Федора, читавшего в школе «Закон Божий». И со службой в армии стало полегче, призывали с 21 года и всего на семь лет. Возвратившись домой, юноши пользовались авторитетом и создавали семьи. Но по-прежнему, двигаясь из Волыни через Балту, Пасицелы и Байталы, чумаки делали остановку в Галаганах. А там, напоив и накормив быков, преодолевали тяжелыми возами гору и всегда, пока был жив Гандрабура, гостили у него. Потому и гору ту именем Тимофея назвали.
Село разрослось, заняв четыре долины, и селянам пришлось уже брать часть земли в обработку у немца Ремеха, который выкупил её у прежнего владельца — Флоринского. За ту аренду отдавали половину урожая. Появились и батраки, а разорившиеся селяне уходили в город. После 1917 года разгромили селяне усадьбу Ремеха, имущество разобрали.
Как рассказала старожил села В.П. Домбрава, в 1848 году в селе построили ещё и Свято-Архангело-Михайловскую церковь. Но в годы советского атеизма, в 1936-м, её закрыли, сняли кресты и купол, устроили клуб с танцами и кино. При румынской оккупации её как склад использовали, а потом снова она храмом стала, но только до 60-х годов. В ней потом спортзал устроили. В 1964—1966 годах её разобрали, и тогда нашли закладную записку с датой основания храма. Из кирпича, правда, сельскую больницу построили на 25 мест.
Но сохранялась в селе третья церковь, красивейшая — Свято-Введенская. Создали её в 1912—1914 годах, а служить в ней начали только в 1916-м, когда иконостас соорудили и алтарь оборудовали. Действовала она до 1939-го, когда большевики её закрыли. При румынах её снова открыли, но после них в ней склад устроили.
Как рассказала Людмила Фёдоровна Стадник, в декабре 1943 года сельскую школу заняли немцы, теснимые наступлением советской армии. На первом этаже они расположили лошадей, а сами — на втором. Во дворе школы и больницы было много техники. Но уже в марте 1944-го немцы уже просто бежали в сторону Котовска, с трудом пробираясь по весенней распутице. Гнали колонны пленных. Завязшую в грязи технику сжигали. 27 марта село потрясли взрывы — фашисты уничтожили мост, шёл артиллерийский бой. Но 1 апреля солдаты-красноармейцы уже обходили дома и сообщали, что село освобождено. Возле сельсовета лежал раненый советский генерал, которого, как утверждают, увезли потом в Ананьев, где он и скончался.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались с фашистами 618 жителей села, 321 человек пал в боях, и среди них молдавский поэт С.Е. Моспан. В селе за сопротивление захватчики расстреляли Ю.Ф. Барбула и А.И. Негрескула. 243 фронтовика награждены орденами и медалями СССР. В селе установлен памятник воинам, погибшим за освобождение Гандрабур.
После войны селяне не дали снести оставшуюся Свято-Введенскую церковь, службы в ней восстановились. Верующие люди сохранили имена и даты служения в храме настоятелей. Особо благодарны они отцу Николаю Ярёме, служившему с 1997-го по 2001 год. Была проведена огромная работа по ремонту и реставрации храма, восстановлены богослужения. 21 октября 2000 года, в праздник Архангела Михаила, был установлен и освящён поклонный крест на месте храма этого святого, и отслужен молебен. Затем освящены были школа и её колодец.
Выдающимся земляком Гандрабур стал епископ Ефрем (Барбинягра). Родился он 1 мая 1941 года в многодетной семье. В детстве много паломничал. С 15 лет прислуживал в Свято-Введенской церкви Гандрабур. После учёбы в семинарии и Духовной академии служил он в храмах с. Троицкое Любашевского района, с. Липецкое Котовского района, Саврани, Ананьева. В 1997 году назначен исполняющим обязанности наместника, а с 2007 года — наместником Валдайского Иверского монастыря Новгородской епархии. С 28 декабря 2011 года отец Ефрем — епископ Боровичский. Священник посещает родную землю, оказывает помощь землякам и церкви, поддерживает добрым словом и мудрым советом. С верой оживают человечность и духовная чистота в людях.