Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

    Как живёте, Гандрабуры?

    Мы уже рассказали о том, как казаки кошевого атамана Тимофея Степановича Гандрабуры село основали в нынешнем Ананьевском районе и дома построили. Но была одна на всех беда — турки их в покое не оставляли, а другой высшей власти на земле той в конце ХVII века и не было. Условия османы поставили жёсткие:  запрещали ездить верхом, носить оружие, ограничивали строительство храмов, а осенью приходили сборщики налогов… И если б они только то и хотели получить, что по одной голове рогатой скотины со двора и меры зерна, так нет же, они ещё с десяти дворов по одному мальчику требовали — горе-то какое… Лучших воинов-янычар османы воспитывали из славянских юношей. И то не вся беда, ещё и «самодеятельные» банды татар и турок налетали. Потому и возникали отряды защиты (хайдуки, барбулы), которые собирались в лесах и оттуда бандитов разгоняли. Некоторые из молодых предпочли уходить в Сечь Запорожскую. Однако из Сечи в село казаки тоже приходили и поселялись, кто хозяйство своё желал иметь.

    Но в 1791 году, после победы над Измаилом, по Ясскому мирному договору между Россией и Османской империей турки оставили наш край. Гандрабуры оказались в Ананьевской волости Тираспольского уезда Подольской губернии. Крестьян не стали принуждать вернуться к своим бывшим «хозяевам», а дали статус государственных с обязанностью платить налог в казну. Сохранилась в селе и земельная община, которая занималась распределением земли. Появились, увы, и польские помещики, которым государство обильно раздавало земли в округе. Но самым тяжким было другое. Вновь обретенные земли нужно было защищать, и селян рекрутировали. А служили в армии по 25 лет, отчего проводы в армию превращались в прощание навсегда, со слезами.

    Сразу после избавления от турок-осман явился в селе монах Киево-Печерской лавры. Отец Таисий — молдаванин, выходец из Ясс, окончил в Киеве братскую школу, открытую митрополитом Петром Могилой (Мовилэ). Монах начал собирать средства на церковь, которая для православных на протяжении столетий была непременным условием жизни, воплощением устойчивости их в вере и народного самоутверждения. Заботами о. Таисия собрали материалы, пригласили из Киева специалистов и выстроили в 1792 году деревянную церковь. Освятили её в день апостолов Петра и Павла, во имя их, а прослужила она до 1872 года. Из Киева же привезли колокола и церковную утварь. Сразу, после освящения церкви, началось массовое крещение детей, венчание невенчанных людей, отпевание давно усопших. Южнее церкви построили церковно-приходскую 2-классную школу.

    В результате реформ императора Николая І в 1836 году была образована Херсонская губерния и создан Ананьевский уезд, в котором Гандрабуры стали волостным центром. В селе построили здание волостного правления, а возле него и «скардигарню» — КПЗ по-нынешнему. На сходе селян избрали волостную управу, старосту управы, судебного старосту, казначея и назначили урядника, то есть участкового полицейского.

    В реформы Александра II, в 1864 году построили 4-классную земскую школу. Селяне сохранили в памяти имена учительниц: Варвары Федоровны и Елены Федоровны Катаревых — дочерей местного священника, отца Федора, читавшего в школе «Закон Божий». И со службой в армии стало полегче, призывали с 21 года и всего на семь лет. Возвратившись домой, юноши пользовались авторитетом и создавали семьи. Но по-прежнему, двигаясь из Волыни через Балту, Пасицелы и Байталы, чумаки делали остановку в Галаганах. А там, напоив и накормив быков, преодолевали тяжелыми возами гору и всегда, пока был жив Гандрабура, гостили у него. Потому и гору ту именем Тимофея назвали.

    Село разрослось, заняв четыре долины, и селянам пришлось уже брать часть земли в обработку у немца Ремеха, который выкупил её у прежнего владельца — Флоринского. За ту аренду отдавали половину урожая. Появились и батраки, а разорившиеся селяне уходили в город. После 1917 года разгромили селяне усадьбу Ремеха, имущество разобрали.

    Как рассказала старожил села В.П. Домбрава, в 1848 году в селе построили ещё и Свято-Архангело-Михайловскую церковь. Но в годы советского атеизма, в 1936-м, её закрыли, сняли кресты и купол, устроили клуб с танцами и кино. При румынской оккупации её как склад использовали, а потом снова она храмом стала, но только до 60-х годов. В ней потом спортзал устроили. В 1964—1966 годах её разобрали, и тогда нашли закладную записку с датой основания храма. Из кирпича, правда, сельскую больницу построили на 25 мест.

    Но сохранялась в селе третья церковь, красивейшая — Свято-Введенская. Создали её в 1912—1914 годах, а служить в ней начали только в 1916-м, когда иконостас соорудили и алтарь оборудовали. Действовала она до 1939-го, когда большевики её закрыли. При румынах её снова открыли, но после них в ней склад устроили.

    Как рассказала Людмила Фёдоровна Стадник, в декабре 1943 года сельскую школу заняли немцы, теснимые наступлением советской армии. На первом этаже они расположили лошадей, а сами — на втором. Во дворе школы и больницы было много техники. Но уже в марте 1944-го немцы уже просто бежали в сторону Котовска, с трудом пробираясь по весенней распутице. Гнали колонны пленных. Завязшую в грязи технику сжигали. 27 марта село потрясли взрывы — фашисты уничтожили мост, шёл артиллерийский бой. Но 1 апреля солдаты-красноармейцы уже обходили дома и сообщали, что село освобождено. Возле сельсовета лежал раненый советский генерал, которого, как утверждают, увезли потом в Ананьев, где он и скончался.

    На фронтах Великой Отечественной войны сражались с фашистами 618 жителей села, 321 человек пал в боях, и среди них молдавский поэт С.Е. Моспан. В селе за сопротивление захватчики расстреляли Ю.Ф. Барбула и А.И. Негрескула. 243 фронтовика награждены орденами и медалями СССР. В селе установлен памятник воинам, погибшим за освобождение Гандрабур.

    После войны селяне не дали снести оставшуюся Свято-Введенскую церковь, службы в ней восстановились. Верующие люди сохранили имена и даты служения в храме настоятелей. Особо благодарны они отцу Николаю Ярёме, служившему с 1997-го по 2001 год. Была проведена огромная работа по ремонту и реставрации храма, восстановлены богослужения. 21 октября 2000 года, в праздник Архангела Михаила, был установлен и освящён поклонный крест на месте храма этого святого, и отслужен молебен. Затем освящены были школа и её колодец.

    Выдающимся земляком Гандрабур стал епископ Ефрем (Барбинягра). Родился он 1 мая 1941 года в многодетной семье. В детстве много паломничал. С 15 лет прислуживал в Свято-Введенской церкви Гандрабур. После учёбы в семинарии и Духовной академии служил он в храмах с. Троицкое Любашевского района, с. Липецкое Котовского района, Саврани, Ананьева. В 1997 году назначен исполняющим обязанности наместника, а с 2007 года — наместником Валдайского Иверского монастыря Новгородской епархии. С 28 декабря 2011 года отец Ефрем — епископ Боровичский. Священник посещает родную землю, оказывает помощь землякам и церкви, поддерживает добрым словом и мудрым советом. С верой оживают человечность и духовная чистота в людях.

    Добавить комментарий

    Дорогие одесситы!

    День Победы в Великой Отечественной войне – дата, которая будет жить в сердцах многих поколений! Этот большой праздник является СВЯЩЕННЫМ для всех нас.

    Маршрут Памяти

    Все дальше и дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается ее живых свидетелей, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость Родины. Мы не имеем права забывать их, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть.

    Приятный сюрприз от горожан

    Одесситы – удивительный, совершенно особенный народ. Они щедры, гостеприимны и очень дружелюбны. И в этом недавно убедился депутат Одесского областного совета Николай Маковский (команда Виктора Баранского). 

    И это завершение «эпохи бедности»?

    С 1 мая снова выросла цена на газ, а всех бытовых потребителей переводят на фиксированный годовой тариф. Также получателям жилищных субсидий предстоит переоформить заявку на получение компенсаций. При этом далеко не всем удастся это сделать, так как требования для назначения субсидий стали еще жестче.