Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Кириак Костанди

Когда в семье многодетного рыбака-грека из Дофиновки Константина Костантиди Василькети 3 (16) октября 1852 года родился Кириак, то никто и предположить не мог, какую известность приобретёт он в будущем. А фамилию себе придумал он, несколько изменив отчество отца. Сегодня работы его в Одесском Художественном музее и не только Одессы многие считают лучшими в коллекции.

В 9-летнем возрасте Кириак лишился отца и вынужден был помогать матери, оставшейся с девятью детьми, отправившись для того в Одессу. Он работал то в бакалейной лавке, то в винном погребке, то в кабачке. Но, как вспоминал позже, тогда он и увлёкся рисованием… на белых стенах помещений. Вместе с тем на способности его обратил внимание фотограф Бюллов, который пригласил его к себе ретушёром. В мастерской фотохудожника юный Кириак приблизился к пониманию «светописи», как называли тогда искусство фотографии.

Совсем скоро Костанди решил учиться живописи, для чего в 1870-м поступил для бесплатного обучения в рисовальную школу Одесского общества изящных искусств. И через три года получил даже серебряную медаль за представленные живописные портреты, натюрморты и шесть карандашных рисунков. Работы его среди лучших были отправлены в Петербург – в Академию художеств. Невероятным был взлёт юного дарования, но на дальнейшую учёбу средств не было.

Помог, как казалось, случай. Как позже вспоминал Костанди, в Одессе гостил проездом знаменитый уже Иван Константинович Айвазовский, который одобрительно отозвался о представленных ему греческим консулом Ю.И. Вутчиной работах Кириака. Айвазовский «одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на Ю.И. Вутчину, — пишет Костанди — оказавшего мне начальную материальную поддержку». Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, в котором просил «обратить внимание на «труды» молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности». В этом была и оценка будущего мастера, и реальная помощь.

Сдав экзамены, Костанди поступил в начальные классы, где уже в 1876 году получил за свои работы две малые серебряные медали. В 1877 году он стал студентом Академии в студии мастера живописи Павла Петровича Чистякова. Несмотря на вынужденную необходимость давать частные уроки учился Костанди в Академии весьма успешно, что было неоднократно отмечено новыми медалями. Мечтая о преподавательской работе, которой позже посвятит свою жизнь до последних дней, Кириак посещает педагогические курсы при Академии художеств для подготовки преподавателей рисования. 22 октября 1882 года художник окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался жить и работать в Петербурге. В 1884 году Костанди впервые участвует в Передвижной выставке, представив картину «У больного товарища», получившую многочисленные положительные отзывы. Заметив юный талант, Илья Репин посоветовал П.М. Третьякову приобрести эту работу для своей галереи, где она находится по сей день.

Но Костанди надоела «академическая рутина» — получив признание, художник стремился уже к большему. В начале 1885 года он возвращается в Одессу и в том же году представил на XIII выставке передвижников новые жанровые картины: «Прощание» и «В люди», по сей день пользующиеся успехом.
В Одессе исполнилась мечта – Костанди начал преподавать в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств. Он стал самым популярным и авторитетным преподавателем, воспитал плеяду достойных его художников. В начале 1887 года Кириак Костанди смог осуществить давно желанную поездку за границу — вместе с Николаем и Дмитрием Кузнецовыми он посетил Францию, Германию, Австрию, Италию.

В 1899 году Одесская рисовальная школа стала именоваться «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе» в введении Академии художеств. Педагог самого Кириака – П. П. Чистяков отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность». А Илья Репин писал в 1890 году: «В Одессе, в Школе рисования, Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс — результаты прекрасные!».

Студентам же говорил, что Костанди «может дать не только не меньше любого из преподавателей Академии, но даже в некотором отношении и больше». В 1899 году Костанди получил звание профессора и класс станковой живописи.

С 1884 года он экспонент выставок Товарищества передвижников, с 1897 года – член объединения. В 1890 году Костанди становится соучредителем Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), а с 1902 года – его председателем. Постоянное участие в выставках было успешным, вызывало широкий интерес и восхищение и зрителей, и критиков. Интересен отзыв на выставку 1903 года скульптора В. Издебского: «Вот талантливый художник с вечно юной душой, с чутким пониманием красот природы. Какая жизнерадостность в его вещах, из которых каждая является маленьким шедевром! Нет мотивов грусти и скорби, нет пессимизма. Солнце, ясное, весеннее солнце, свет и радость разлиты щедрой рукой на маленьких полотнах г. Костанди». Действительно, картины Костанди отличались небольшими размерами, были тёплыми и уютными.

Весной 1894 года вместе с художниками Е.И. Буковецким и П.А. Нилусом Костанди снова едет за границу, где знакомится с новейшими течениями в искусстве. Они побывали во Франции, в Австрии, в Германии. Последний раз с группой южнорусских художников Костанди побывал в Европе летом 1900 года. Конечной целью поездки была Всемирная выставка в Париже, где выставленная в художественном отделе картина Костанди «Ранняя весна» была отмечена бронзовой медалью выставки.

Огромной была художественная и культурная активность Костанди. В 1897 году — участник создания Одесского литературно-артистического общества, а в 1899 году — Городского музея изящных искусств (ныне – Одесский художественный музей). В 1902 году на выставке ТЮРХ всеобщее восхищение вызвала картина Костанди «Цветущая сирень». Тогда же она была приобретена для Городского музея за 1000 рублей, и, по воспоминаниям, молодые художники специально ходили «на свидания» с этим произведением, вызывающим по сей день самый пристальный интерес. В 1907 году «за известность на художественном поприще» художник получает звание академика от Санкт-Петербургской Академии Художеств.

В статье к юбилею художник П. А. Нилус написал: «Костанди — наша художественная совесть; его влияние в местном товариществе художников благотворно и жизненно. Благодаря таланту Костанди мы поняли прелесть пейзажа наших окрестностей. Он нам открыл весенние сумерки, горячие дни лета, знойные закаты осени <…> Среди бесчисленных художников нашего времени фигура Костанди выделяется как укор, как напоминание о забытой вере, любви к природе, об истинном отношении к искусству».

Умер Кириак Костанди 31 октября 1921 года и был похоронен на Первом христианском кладбище Одессы (ныне на этом месте Парк «Преображенский» и Зоопарк). Но 20 мая 1935 года, во время кампании по ограблению и разрушению кладбища, его ученики и товарищи смогли перезахоронить останки на Втором христианском кладбище Одессы.

В 2015 году сотрудники Одесского художественного музея, хранителем которого Костанди также был, и неравнодушные одесситы начали поиск на Втором кладбище могил известных художников. Могилы оказались в запущенном состоянии. Тогда патриоты города объявили субботник в день кончины К. Костанди. 2 ноября они привели в достойное состояние места захоронений художников Кириака Костанди, Тита Дворникова, Павла Волокидина и Евгения Буковецкого.

Ещё в 2010 году во дворе на улице Пастера, 46, где жил Кириак Костанди, был установлен памятник работы скульптора Зои Ломыкиной и архитектора Владимира Бреславца. Летом 1917 года памятник был реконструирован — отлита его копия из полимерной массы с мраморной крошкой, что выполнил скульптор Андрей Ахтырский. А на фасаде этого дома установлена мемориальная доска. Имя Кириака Костанди носит Художественная школа в Одессе и улица на Среднем Фонтане, разделяющая пополам старинную «Дерибасовку».

Добавить комментарий

«Не скажет ни камень, ни крест, где легли…»

Время должно отстояться, чтобы, заглядывая в его глубины, мы могли разглядеть доселе не увиденное, а может, совсем забытое. Такие чувства посетили меня, когда перебирала архивную папку своего отца, писателя-мариниста Ивана Гайдаенко, посвященную героизму моряков-черноморцев во время Великой Отечественной, и наткнулась на документы, повествующие о непростой судьбе пассажирского теплохода «Сванетия».

Вместо Мемориала Небесной сотне – банальная афера с «исчезновением» почти 150 миллионов гривен

Накануне 7-й годовщины евромайдана произошло событие, которое красноречиво продемонстрировало человеческую суть всех этих «революционеров», которые, перевернув страну с ног на голову, все это время прикрывались громкими фразами и высокими идеалами. Но оказалось, что они банальные ворюги. Более того, циничные до омерзения, так как крадут на самом святом, что есть у них.

Символ бессилия властей и безнаказанной халатности

В минувшее воскресенье исполнился ровно год с момента крушения танкера Delfi в акватории Одесского залива. Это событие стало своеобразной лакмусовой бумагой, которая безжалостным и безапелляционным индикатором высветила «кто есть кто» в политической среде Одессы и страны в целом. Как отметила народный депутат Украины от политической партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Татьяна Плачкова, «…танкер за время своего нахождения на пляже стал не только символом импотентности властей, но и символом безнаказанной халатности».

Второе европейское «золото» Юрия Захареева

Блестяще выступили украинские боксеры на чемпионате Европы среди молодежи, завершившемся в черногорском городе Будва. В турнире приняли участие 175 спортсменов из 22 стран Старого Света.