Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Куяльник – история длиной в 4 столетия

Проблема уничтожения уникального курорта Куяльницкого лимана волнует каждого одессита. Экологическая ситуация на Куяльнике – критическая, и без срочного вмешательства, в скором времени Одесская область может потерять уникальный курорт.

А история этой местности поистине уникальна. Когда-то, в лимане было полно рыбы. Так было до отделения лимана от моря, в него заходили для нереста морские виды рыб, после отделения от моря вода опреснилась до такой степени, что в нём завелась рыба пресноводная, да в таких количествах, что хватало для активного промысла.

Французский инженер и картограф XVII века Гийом Левассер де Боплан в своих записях отмечал: «Озеро Куяльник кишит рыбой. На рыбную ловлю на эти два озера (вместе с Хаджибеем) приезжают караванами более чем за пятьдесят лье; тут встречаются карпы и щуки такой величины, что просто удивительно».

Но со временем, из-за падения водосбора бассейна Куяльника и периодического соединения лимана с морем через промоины (по некоторым свидетельствам они были настолько велики, что по ним суда могли заходить в лиман вплоть до ХVIII века) солёность воды начала возрастать. В результате в лиман превратился в крупный соляной промысел, на его берегах регулярно появлялись чумаки.

 

В годы с высокой минерализацией рапы в лимане выпадала самосадочная соль, которая по качеству была лучше крымской. Для стабильной промысловой добычи соли с 1861 г. стали устраивать бассейны для выпаривания и сбора соли. Чумаки развозили соль по всей Украине. Всего за период существования солепромыслов на Куяльницком лимане было добыто 1,5 млн. тонн соли, куяльницкую соль вывозили в Польшу и Западную Европу. К середине XIX века добыча соли прекратилась из-за сильного снижения минерализации рапы лимана.

Но именно на этот период 19 века, как видно на старых открытках, пришелся рассвет лиманского курорта, по имени которого и сам лиман стали называть Андриевским.

В первой половине 1830-х годов в низовьях лимана было основано учреждение для проведения грязевых процедур, рапных и песочных ванн. Оно было открыто по инициативе профессора Э.С.Андреевского, изучавшего и применявшего в лечебной практике целебные свойства лиманских грязей, и являлось первым во всей Одесской группе курортов.

В 1894 здесь была построена крупнейшая в Российской Империи механизированная грязелечебница, существующая и поныне. Со времени основания до 1920 года курорт и лиман носили имя Андреевского.

Величественный комплекс зданий лечебницы был построен по проекту Толвинского. По замыслу архитектора был высажен большой парк, окруженный крытыми соединенными галереями, которые связывали 4 группы роскошных павильонов. В павильонах были отделения с рапными и грязевыми ваннами, отдельно для мужчин и для женщин. Павильоны для первого класса находились ближе к самому лиману, с противоположной стороны располагался второй класс.

Курортов подобного класса до этого времени просто не существовало. Со стороны главного входа был пандус для не ходячих больных, в номерах с грязевыми ванными окна с матовыми стеклами располагались на такой высоте, чтобы больных не тревожили сквозняки. Фасады заведения собрали в себе романскую, русскую и мусульманскую архитектуру. Толвинский сумел органично соединить вазы, колоны, арки, зубчатые башенки и галереи, а все архитектурные детали были высечены из камня. Первоначально фасады были не оштукатурены, а крыши покрыты плоской марсельской черепицей. Завершали общую композицию строений 4 башни, выполненные в стиле куполов минаретов магометанской Индии.

Произведением искусства были и внутренние помещения, интерьеры которых были отделаны в стиле Возрождения. На стенах лепнина, полы вестибюля покрыты марсельской плиткой с мозаикой и бордюрами, в номерах дубовый паркет.

Особое восхищение вызывал парк курорта. На его территории было выкопано искусственное озеро, водопровод которого был отведен на лиман. Дорожки выложены гранитными мостовыми. Кроме того, курорт располагал  мелкопесчаными пляжами, которые тянутся вдоль лимана и использовались для аэрогелиотерапии (аэроионотерапии) и купаний.

К сожалению, вся эта красота в прошлом. На сегодняшний день, некогда величественное здание лечебницы представляет собой удручающее зрелище. Фасад обращенный в сторону лимана практически разрушен. Другие — обезображены плиткой советского периода. Большее количество архитектурных элементов безвозвратно утрачено.

В октябре 2019 года одесский облсовет принял программу сохранения и восстановления Куяльницкого лимана и даже выделил на ее реализацию 555 млн 677 тыс. 849 грн, однако экологи считают, что такую огромную сумму просто «съедят», а лиману от этого легче не станет. Единственный путь спасения уникального курорта — присвоение ему статуса Национального парка, который будет иметь собственный штат и регулярные государственные дотации. Статус Национального парка даст право на собственную службу охраны парка, научную группу, и группу экологического образования и просвещения, которая возьмет на себя все работы, связанные с сохранением Куяльника.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.