Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Легенда одесского маяка

    В начале июня нынешнего года начальник Воронцовского маяка отдела маячной службы ФГУ «Одесский район гидрографии» Иван Тимофеевич Цихович, который прослужил на своем посту 65 лет и 2 месяца, передал ключи от маяка своему преемнику ‒ капитану 1-го ранга запаса Олегу Гринько. 

    Небольшой экскурс в историю. По мере строительства Одесского порта встал вопрос о сооружении стационарного маяка непосредственно на территории порта. В 1845 году по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева маяк построили на оконечности Карантинного мола. Этот маяк представлял собой 9-метровую деревянную конструкцию, где после захода солнца зажигали два керосиновых фонаря, а днем вывешивали желтый флаг. Этот маяк просуществовал до Крымской войны (1853—1856) и был разрушен 10 апреля 1854 г. прямым попаданием зажигательной ракеты англо-французской эскадры, бомбившей город и порт.

    В 1863 году был построен и освящен новый маяк. Он представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню, похожую на шахматную туру. Открытие маяка приурочили к открытию памятника графу М.С. Воронцову на Соборной площади (9 ноября 1863 г.) и назвали его Воронцовским. В 1867 году маяк был оснащен электрическими лампами и стал первым в тогдашней Российской империи и четвертым в мире электрическим маяком. Этот маяк был позже демонтирован и отправлен к мысу Сарыч Крымского полуострова, где служит и по сей день.

    Второй Воронцовский маяк был установлен на оголовке Рейдового мола  в 1888 году. Он стоял на каменном основании, в нем были предусмотрены помещения для маячных сторожей. Из Франции выписали светооптический аппарат системы Френеля. В 1910 г. маяк  оборудовали «ревуном» (наутофоном), включавшимся в туманную погоду. Его можно было видеть из разных точек города.

    Этот маяк простоял до 15 сентября 1941 года, когда был взорван советскими войсками, так как румынская артиллерия при осаде Одессы использовала его как ориентир для обстрела порта. Медный купол этого маяка до сих пор находится на дне Черного моря. После освобождения Одессы рядом с остовом взорванной башни поставили судно, на мачте которого горел огонек. В шторм оно гудками извещало об опасности.

    В 1955 году  на месте взорванного маяка установили цилиндрическую белую башню с красным фонарем наверху  ‒ современный (третий) Воронцовский маяк. Высота маяка – 27 м над уровнем моря, дальность видимости – 17 миль (31,49 км); подает звуковые сигналы в непогоду. Долгие годы в радиоэфир постоянной морзянки выходили три «тире» («О» ‒ Одесса), позже замененные на «ВР» (Воронцовское радио).

    Башня маяка была отлита ​​на Кронштадтском судоремонтном заводе в 1953 году и собрана из 8 тюбингов (чугунных колец). На розовой плите в северо-западной части башни видна надпись: «Кронштадтский завод». На верх башни ведут 135 ступенек винтовой лестницы со специально предусмотренными площадками. Мощная светодиодная лампа, указывающая безопасный путь к берегу морским судам, состоит из отдельных линз, ее высота ‒ около 2,8 метра. Если лампа перегорает, она автоматически заменяется на резервную.

    Под фонарным отсеком есть вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате, кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула, ничего больше не было, чтобы вахтенный не заснул.

    В нижнем отсеке маяка — аппаратная. Здесь установлен дизель-генератор, передатчики, наутофонная установка, указывающая звуковым сигналом путь морякам, если в густом тумане не виден свет лампы. Этот гул «ревуна» хорошо знаком одесситам. В море наутофон слышен на расстоянии трех миль.

    Сегодня маяк управляется дистанционно, но если нарушается электропитание маяка (дизель-генераторы рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы), то выход один  — рында (колокол). Сейчас она смотрится как украшение, как дань традиции, но в случае необходимости (в туман, пургу) придется подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.

    Итак, послевоенное здание Воронцовского маяка, стоящее в голове Рейдового мола, было сдано в эксплуатацию в 1955 году, а в марте 1956 года Иван Тимофеевич Цихович заступил на свою первую трудовую вахту.

    Иван Тимофеевич Цихович родился 21 марта 1933 года в селе Цехановка Котовского района Одесской области. Родом он из запорожских казаков. После окончания семи классов сельской школы пробовал себя в разных специальностях, служил в армии. Определили в полк связи. После демобилизации наш герой поставил перед собой цель ‒ учиться дальше на радиста.

    Из воспоминаний Ивана Тимофеевича Циховича:

     «Однажды, поднимаясь по улице Ласточкина (нынешняя Ланжероновская), встречаю знакомого парня, вместе с которым мы искали работу. Он сказал, что на улице Гоголя есть воинская часть, и там требуется радист. Я пошел туда. Меня встретили капитан 1-го ранга и радист. Задав несколько вопросов, сказали, что есть место радиста на Воронцовском маяке. Я сразу согласился, это было осенью 1956 года. 

    Работать нужно было постоянно: ремонт, покраска, побелка, вахта. Приходилось все время работать, и не по 8 часов, а беспрерывно.  

    Порт рос, развивался. Был случай, когда рассыпали суперфосфат, порвались мешки, люди работали без масок, на земле лежал слой химикатов, люди начали жаловаться на плохое самочувствие, говорили, что жить в этом месте стало невозможно. Всем жителям маячного городка выдали справки о работе во вредных условиях и всех отселили. Я помогал их расселять. Моей семье выделили 4-комнатную квартиру на поселке Таирова, на улице Глушко, вначале она была служебной, со временем ее можно было переоформить, и она стала нашей. 

    В связи с этими событиями я остался на Воронцовском маяке один. Работы было очень много: реконструкция, ремонт маяка ‒ все это делал сам. Люди постоянно менялись. Как стоять вахту? Ведь нужно обслуживать аппаратуру, светотехнику, менять вахту два раза в сутки, потом через сутки. Так как сократили людей ‒ всё это было большой проблемой. Особенно сложно было зимой, морские брызги замерзали на одежде, снимаешь ее, а она колом стоит. Приходилось сжигать около 5‒7 тонн угля за зиму, самим нести мешки с углем, сумку с едой, идти по льду». 

    А зимой 1957 года Иван Тимофеевич чуть не утонул – вместе с напарником его смыло ледяной волной с волнолома. Они пробыли в ледяной воде 25 минут. Если бы не молодость и хорошая физическая подготовка, вряд ли бы они остались в живых…

    После этого случая Цихович поставил себе цель создать дистанционное управление маяком. Инженер Медведев монтировал, а Иван Тимофеевич составлял схемы для дистанционного включения сигнальных огней маяка и наутофона, чтобы вахтенным матросам не приходилось рисковать жизнью, идя по брекватеру в штормовую погоду. Впоследствии он автоматизировал работу створного маяка на здании по улице Преображенской, 5, а также придумал силовые муфты.

    Новое оборудование значительно облегчило несение службы на маяке. Метеослужбу в порту сократили и перевели в обсерваторию. Иван Тимофеевич настоял, чтобы его подразделению выделили еще одну комнату для работы, и там было сделано вахтенное помещение: вахтенная и диспетчерское управление.

    ‒ В феврале 1993 года маяку сильно досталось, — вспоминает Иван Тимофеевич. — Море, как обычно бывает в эту пору года, заволокло туманом. В 15.20 по киевскому времени контейнеровоз, выходя из порта, буквально протаранил маяк. Повреждения восстанавливали целый год. 

    В наше время Воронцовский маяк работает на дистанционном управлении с берега, однако маячная служба постоянно следит за его состоянием и исправностью оборудования. Иван Тимофеевич не только руководил процессом, но и сам лично регулярно ходил на маяк. Чтобы добраться непосредственно до сооружения, ему необходимо было преодолеть около 700 метров по изогнутому дугой брекватеру. А затем – 135 ступенек винтовой лестницы. Он всегда сам занимался ремонтом маяка: чинил электропроводку, дизель, был маляром, штукатуром и уборщиком.

    Как говорил К.Г. Паустовский: «Маяки — святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав». У каждого маяка своя расцветка. У Воронцовского – белый ствол и красный купол. Это делается для того, чтобы при дневном свете маяк было видно как можно дальше.

    С 2011 года администрация Одесского порта открыла пешеходный экскурсионный маршрут «Тропой маячника». В штилевую погоду в теплое время года туристы проходят 680 м по Рейдовому молу к подножию Воронцовского маяка, фотографируются на фоне судов, следующих в гавань или выходящих в открытое море. Частым бонусом экскурсий была встреча и фотографии с легендарным маячником Иваном Тимофеевичем Циховичем. Он рассказывал гостям о морских приключениях, очевидцем которых был за время своей работы в порту.

    Иван Тимофеевич – почетный работник морского и речного транспорта, почетный работник Госгидрографии, имеет много почетных грамот и благодарностей.

    «Жизнь у моря сурова, требует осторожности и крепкого здоровья, – говорит Иван Тимофеевич. – Наш Воронцовский маяк – это символ Одессы. Это ворота в город, в страну. И он  – вся моя жизнь!».

    Добавить комментарий

    Картины Карпачова от Strateg – как работает суггестивно-проективная арттерапия?

    Стресс, тревога и эмоциональная перегрузка стали нашими постоянными спутниками. От этого страдают и наши дети, которые не всегда могут словами объяснить свое внутреннее состояние. В таких случаях на помощь приходит суггестивно-проективная арттерапия, сочетающая в себе элементы искусства, психотерапии и суггестии.  Что такое суггестивно-проективная арттерапия? Суггестивно-проективная арттерапия – это метод психотерапии, основанный на использовании искусства для […]

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]