В иных странах в Конституцию не вмешиваются десятками, а то и сотнями лет. Украинский парламент на втором заседании решил сделать это аж семь раз — большинством голосов поддержаны в целом семь Постановлений о внесении в повестку дня второй сессии ВР и направлении в Конституционный Суд для получения соответствующего вывода изменений в Конституцию.
Чтобы было понятно, вкратце — о каких именно конституционных правках, внесенных в парламент Владимиром Зеленским в исполнение своих предвыборных обещаний, идет речь.
Первая — отмена адвокатской монополии. В рамках судебной реформы, как вы помните, она была введена и вызвала споры, так как прежде защиту в судах могли осуществлять все имеющие юридическое образование. Теперь исключительное право адвокатов предлагается сохранить только при защите обвиняемого от уголовного обвинения. Следующая правка — в статью 106, она предлагает закрепить полномочия президента создавать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и увольнять директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований. Сейчас такие полномочия закреплены в профильных законах, но их отсутствие в Конституции всегда давало повод говорить, что полномочия президента четко описаны в Основном Законе и упоминаний о НАБУ и ГБР там нет. Теперь противоречие устраняется.
О передаче законодательной инициативы народу — правка в статью 93 ( помните «Мы теперь все — президенты»?). В указанную статью добавят только одно слово, и звучать она будет так: «Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит народу, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, народным депутатам Украины, и реализуется ими в случаях и порядке, определенных Конституцией Украины и законами Украины…».
Одного омбудсмена — уполномоченного ВР по правам человека — мало, их должно быть больше. А вот народных депутатов — меньше. Предлагается сокращение до 300 и их выборы с учетом языкового ценза — не знаешь украинского, значит, не можешь быть избранным в ВР. Эти нормы предлагает проект внесения изменений в статьи 76 и 77 Конституции, там же закреплена и пропорциональная модель выборов на основе открытых партийных списков. Напомним, такая модель Избирательного кодекса была проголосована парламентом прошлого созыва на излете каденции.
Подвергшись правке, 81 статья закрепит дополнительные основания для досрочного прекращения полномочий народного депутата — кнопкодавство, пропуск трети заседаний без уважительных причин. То есть лишиться мандата можно, если не соблюдать дисциплину. И еще одна правка — народный депутат, который хочет добровольно сложить мандат, прекращает свои полномочия сразу после публичного своего заявления на заседании парламента. Сейчас действует норма, по которой за заявление депутата должны проголосовать его коллеги.
Наконец, седьмая правка, в статью 85, разрешает парламенту создавать консультативные и другие вспомогательные органы — это оптимизирует работу ВР.
Повторимся, свое заключение по поводу одобренных депутатами изменений в Основной Закон должен дать Конституционный Суд Украины. На одном из телеэфиров прозвучало предложение узнать мнение и Венецианской Комиссии, на что спикер парламента Дмитрий Разумков ответил, что не против — «одно другому не мешает».