Ожидается, что глобальный рынок услуг по разработке программного обеспечения до 2021 года достигнет 843 миллиардов долларов США. Соответственно растет и заинтересованность налоговых органов к ИТ-бизнесу.Так, во всем мире налоговые службы уделяют повышенное внимание ИТ, считая, что доходы технологических компаний растут быстрее, чем их доходы. Украина, в которой ИТ-отрасль формирует 4% ВВП, не является исключением, пишет Еpravda
IT-компании в Украине работают через две бизнес-модели: аутсорсинговую и продуктовую. Такое деление основано на том, где и как создается добавленная стоимость. Так какие же риски несут украинские ИТ-компании с точки зрения трансфертного ценообразования и как их предотвратить?
Аутсорсинг
ИТ-компании, которые используют аутсорсинговую модель, в своем большинстве являются иностранными. Они занимают около 70% украинского рынка и является крупнейшими игроками на нем — это EPAM, GlobalLogic, Ciklum, Netcracker и другие.
Основной функциональный профиль — предоставление услуг ИТ аутсорсинга с ценообразованием по схеме «затраты плюс»: исполнение, как правило, «рутинных» работ, которые сами по себе не несут высокой добавленной стоимости с установлением прибыли на уровне наценки на все понесенные прямые и косвенные расходы. Часто такая наценка не превышает 5%.
Налоговая тщательно проверяет уровень наценки, который, согласно правил ТЦ (трансфертного ценообразования — ЭП), должна быть не ниже рыночного.
В международной практике принято считать уровнем 5%, но этот уровень наценки был исторически применен к европейскому рынку.
Экономическая конъюнктура украинского рынка иная. Поскольку в Украине макроэкономические риски значительно выше (уровень инфляции, позиция гривны относительно иностранных валют и т.д.), чем для европейских стран, соответственно, и доходность бизнеса должна быть другой. Это необходимо учитывать украинским аутсорсинговым ИТ-компаниям, ведь их наценки часто не превышают даже 3%.
Однако, налоговым органам зачастую не так просто определить рыночный уровень наценки за мизерное количество независимых украинских ИТ-компаний, делает невозможным проведение качественного сравнительного исследования рыночного уровня наценки именно на украинском рынке.
С другой стороны, возникает вопрос, действительно ли такие услуги есть low value или рутинные. ИТ-компании могут избегать повышения уровня наценки путем подмены функционального профиля.
В качестве примера, компания может заниматься исследованием и разработкой (R & D) для создания новой технологии, а позиционировать себя как исполнителя рутинных работ по написанию программного кода.
То есть считаться аутсорс-компанией с минимальным уровнем наценки, но создавать продукт с высокой добавленной стоимостью и, таким образом, минимизировать прибыль. Налоговым органам часто трудно обнаружить, а тем более доказать такую подмену. Но первая практика ТЦ проверок ИТ-бизнеса показывает, что процедура опроса работников компании, проверяется, может помочь налоговикам узнать гораздо больше.
Указанными проблемами также активно занимаются на законодательном уровне по всему миру: согласно действий 8-10 и 13 плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — размывание налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения), обмен информации о компании группы между странами позволит налоговым видеть «картину событий» более целостно, и такие модели работы автоматически попадут под риск раскрытия, что может повлечь за собой увеличение налоговой базы международных групп компаний в отдельных странах их присутствия.
Продуктовый ИТ
Большинство ИТ-компаний с украинским капиталом является продуктовыми и занимают около 30% отечественного рынка — это Genesis, EVO, Terrasoft, Attendify, Grammarly, MacPaw, Rosetka и другие.
Такие компании создают полноценное технологическое решение (продукт) с высокой добавленной стоимостью, постоянно привлекая высокоинтеллектуального труд. То есть большая часть стоимости создается в Украине.
Такой бизнес — это бизнес с полными рисками, и уровень ожидаемой доходности должен быть значительно выше, чем в аутсорсинговых компаний. Отмечается, что такой показатель может составлять 15-20%.
Узким местом такой модели является распределение этой стоимости. С целью оптимизации налогооблагаемой базы компании могут часть процесса создания стоимости искусственно «выносить» за пределы Украины, например: создавать компании в низконалоговых юрисдикциях, выводить часть персонала и деятельности в специальные компании за рубежом и т.д. таким образом, чтобы украинский офис (с небольшим штатом на бумаге , но сотнями ФЛП на подряде) оказывал аутсорсинговые услуги такой зарубежной компании.
Но практически все разработки и исследования имеют место в Украине.
Согласно действиями 8-10 вышеупомянутого плана BEPS, анализ ТЦ должна проводиться на основе принципа преимущества содержания над формой, то есть прибыль должна облагаться налогом там, где создается стоимость.
В упомянутом примере, условия договоров «на бумаге» не всегда отражают реальное распределение функций, рисков и активов (далее — ФАР) сторон, поэтому контролирующие органы при анализе ТЦ имеют право, при наличии оснований, не считать контрактное распределение ФАР.
Такими основаниями могут быть, в частности, ответы компетентных органов других стран на международные налоговые запросы из Украины.
Раскрытие таких структур может привести не только к возвращению налоговой базы в Украину через корректировки ТЦ, но и к другим последствиям, таким как, например, признание наличия статуса постоянного представительства в Украине таких квази-иностранных компаний.
Трансфертные споры
Украинские налоговики вдохновляются опытом иностранных коллег, в частности стоит отметить кейс шведской NetEnt, доначисления налога на прибыль которой составляло 11 млн долларов США по операциям с дочерними компаниями резидентом Мальты, отвечала за маркетинг и услуги поддержки.
Шведские налоговики аргументировали свое решение тем, что данные операции не имели экономического обоснования.
То есть у налоговиков и представителей компании оказались разные взгляды на юридическую интерпретацию и экономический смысл операций между компаниями.
Другой пример — Индия, которая является мировым лидером в предоставлении ИТ-аутсорсинговых услуг. Поэтому местная налоговая уделяет наибольшее внимание вопросам аллокации прибыли именно в ИТ-секторе.
Одними из основных претензий является непропорциональность количества персонала индийских офисов международных ИТ-компаний (по сравнению с офисами других стран) и размера полученной прибыли.
Юристы компаний обосновывают это тем, что индийские филиалы несут ограниченные риски (выполняя рутинные технические задания), в то время как все существенные риски связанные с ценообразованием, поставкой услуг, договорными условиями проекта и т.д., несут американские или британские офисы компаний. А значит и прибыль в Индии соответствует функционалу индийских аутсорсинговых компаний.
Также довольно распространенным является споры уровня маржи, что должно оставаться местным компаниям.
Так в кейсе с индийской дочерью американской ИТ-компании по разработке программного обеспечения налоговая провела сравнительное исследование 20-ти компаний с такой же деятельностью и определила средневзвешенное значение наценки как 16%, тогда как в проверяемой компании это значение составляло 5%, а следовательно ее прибыли были значительно ниже у независимых компаний. Первой из поля зрения украинских налоговиков в сфере трансфертного ценообразования столкнулась украинская дочка группы компаний S.
Налоговики критически отнеслись к аутсорсинговой модели бизнеса, и по результатам проверки определили несоответствие чистой рентабельности затрат компании финансовым показателям других украинских компаний — разработчиц программного обеспечения.
По расчетам контролирующего органа базу обложения налогом на прибыль ИТ-предприятие занизило на 6 млн грн.
Итак, мировой тренд усиления внимания налоговиков по высокорентабельными технологическими компаниями уже пришел и в Украину. Поэтому ИТ-компаниям стоит сделать следующее:
— критически оценить свое функциональное профиль;
— согласовать методологию ТЦ с фактическими взаимоотношениями между компаниями группы;
— дочерним компания международных групп получить от материнской компании мастер-файл или политику ТЦ, чтобы «синхронизировать» Украинская документацию по ТЦ методологии группы;
— подготовить обоснования и подтверждения «аутсорсинговой» или «продуктовой» модели бизнеса;
— подготовить документацию по ТЦ.
Эти заблаговременно проведенные мероприятия позволят оценить и минимизировать трансфертные риски компании, что позволит сосредоточиться не в спорах с налоговиками, а на успешном развитии ИТ-бизнеса.