Соборами и церквями, посвященными святому Николаю, может похвастаться почти каждый крупный портовый город. Святого почитают как покровителя тружеников, плавающих и путешествующих, защитника обездоленных, подающего помощь бедным и детям, пропадающим и утопающим, заключенным и гонимым. Одесса не стала исключением.
Первая портовая Свято-Николаевская церковь в Одессе, построена на Новом молу, была освящена 9 мая 1862 года.
Кстати, построенные в лоциях церкви часто выполняют и дополнительную функцию маяков, что делает храм не только прообразом Небесной Церкви на земле, но и ориентиром для всех «путешествующих во мраке» жизни этой.
Итак, 17 июня 1851 года, у подножия Бульварной (Потемкинской) лестницы в Одессе, было заложено основание часовни во имя всех святых, где предполагалось собрать копии известных святынь и списки чудотворных икон. Строительством руководил городовой архитектор и смотритель казарм майор Трофим Петрович Драгутин. Уже в процессе строительства было принято решение переквалифицировать часовню в храм, который и осветили во имя святителя Николая Чудотворца, 9 мая 1862 года.
В те времена, основными прихожанами церкви стали представители городской бедноты — портовые рабочие, матросы, бедняки жившие недалеко от порта, и паломники прибывавшие в одесский порт. Странноприимный дом на территории храма в то время мог принять более 100 паломников одновременно. (Территория была окружена садом с оградой сооруженной по проекту архитектора И.О. Даллаква, в 1857 году).
Именно в этом храме Святителя Николая Мирликийского — покровителя мореходов, которое называлось в народе Портовой церковью или церковью при Одесской портовой таможне, служил святой подвижник отец Иона Атаманский. В 1901 году его назначили настоятелем Николаевского храма в чине протоиерея, где он прославился исцелением многих одержимых. Перед своей кончиной святой старец запретил хоронить себя в портовой церкви, предрекая, что «Церковь разорят, храма этого не будет». Сова настоятеля сбылись, в конце 1920-х годов Свято-Никольский храм был разрушен.
Святой Иона почил в мире 17 мая 1924 года, а в 1996 году его мощи были перенесены в Успенский собор Одессы, куда поток паломников не иссякает по сей день.
Долгие десятилетия портовая Одесса существовала без храма Святителя Чудотворца Николая, возродить его решили только с началом реконструкции Морвокзала, в 1993 году.
2 сентября 1994 года, на месте будущей Свято-Николаевской церкви установили и освятили корабельные рынды и кресты. Кстати, рынды — судовые колокола, по традиции всегда устанавливают в храмах морских городов. Их ставили для подачи звуковых сигналов кораблям. По традиции, в портах, где храмы располагались недалеко от берега, сигналы морякам подавали монахи со звонниц монастырей, ударяя в самый большой колокол через строго определенные промежутки времени.
В день памяти иконы Божией Матери «Умиление», который отмечается 20 октября, митрополитом Киевским и всея Украины блаженейшим Владимиром и был освящен Свято-Николаевский храм. Владимир передал в дар святыни – икону и частицу мощей Святителя Чудотворца Николая, которая был привезена из итальянского города Бари. Подобной святыней обладают лишь несколько церквей Украины.
Конечно, новый Одесский Свято-Никольский храм совсем не похож на старый. Его офисный архитектурный стиль вписывается в «реконструированный» Морвокзал, Классический храм в такой антураж вряд ли бы вписался…
Церковная утварь и иконостас, к счастью, выглядят канонически, а большинство икон — авторства одесских иконописцев И. Стоянова и А. Рудого. Автор проекта церковного здания — одесский архитектор Владимир Калинин.
Кстати, в 2013 году, одесские художники под руководством художника-мозаиста Виктора Плахина выложили на фасаде храма, со стороны 17-го причала, мозаичную икону Николая Чудотворца. За основу был взят канонический вариант иконы, а в качестве материалов использовали 300 тысяч тессеров (плиточек размером 1х1 или 2х2) в нужной цветовой гамме, изготовленных из огнеупорного стекла, окрашенного с применением оксидов, или фаянса, покрытого нитритом титана (булат). Мозаику выполнили в технике «обратного набора» — плиточки выкладывали лицевой стороной вниз, затем сверху покрыли мозаику специальным клеем, который через пару дней застыл и стал похожим на резину. Площадь мозаичной иконы, которая весит более 200 килограммов, – почти 30 кв. метров. Для украшения иконы использовано более 1 килограмма золотой смальты – сусального золота, запеченного в муфельной печи между стекол, что предохраняет дорогой металл от атмосферного и механического воздействия.