Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    О Людях того времени: Золотые Звезды героев-одесситов (часть 2)

    А мы продолжаем рассказывать  истории наших земляков, получивших Высшее воинское звание — Герой Советского Союза.

    В 199-м гвардейском артиллерийском полку, да и во всей 94-й гвардейской стрелковой дивизии за Иваном Тихоновичем Авеличевым заслуженно закрепилась слава мастера артиллерийского огня. И еще — прозвище «Морская душа».

    Родился он неподалеку от Черного моря в Севериновке Коминтерновского района. И, как многие его сверстники, слушал рассказы прибывших в отпуск бывалых моряков. Это и привело его в пятнадцатилетием возрасте в Одесский порт. Здесь он работал наравне со взрослыми, не жаловался на трудности. В армии становится лучшим торпедистом дивизиона и его переводят на Дальний Восток в Тихоокеанское военно-морское училище инструктором по торпедному делу. 20 октября 1942 года он стал сухопутным артиллеристом на Сталинградском фронте. В знак верности флоту носил под гимнастеркой тельняшку. Вскоре на его гимнастерке появляется первый орден Красной Звезды, а два с половиной месяца спустя — второй. Третьей наградой стала медаль «За отвагу». Мужество и храбрость, проявленные гвардии лейтенантом Авеличевым в боях за освобождение Белоруссии, были отмечены орденом Отечественной войны II степени. Много боевых дел на счету Авеличсва. Но его звездный час выпал на конец войны — 19 апреля 1945 года. В этот день его батарея выполняла задачу по огневому сопровождению наступающих стрелковых подразделений в р айоне местечка Нойдорф. Гитлеровцы сосредоточили здесь части отборной 2-й моторизованной дивизии СС «Нордланд». Гвардии старший лейтенант Авеличев приказал занять круговую оборону и открыть огонь как по наступающему с фронта, так и по прорвавшемуся на фланге противнику. Но сдержать врага его явно не хватало ни сил, ни средств. Оставался один выход — вызвать огонь на себя. Через несколько минут земля вокруг вздыбилась от десятков разрывов, и все потонуло в оглушающем грохоте. Противник был остановлен. Гвардии старший лейтенант Авеличев не терял времени: он принял экстренные меры к восстановлению огневых позиций, пополнению боеприпасов. И орудия 4-й батареи встретили врага, предпринявшего новую контратаку, организованным прицельным огнем. Это был последний бой Героя СССР Ивана Тихоновича Авеличсва. На позиции орудия, у которого он заменил убитого наводчика, разорвался снаряд, пущенный вражеским танкистом. Так погиб отважный герой. Но и после смерти он оставался в строю 199-го гвардейского артиллерийского полка. В 4-ю батарею был назначен новый командир, но до конца боев, до победного салюта во всех приказах по полку ее неизменно называли «батареей Авеличева».

    Одессит Александр Артемцев до войны работал кочегаром на городской электростанции.

    Будущий Герой СССР, в 41 году под Одессой в первом был контужен в первом своем бою. Попал в плен, сумел бежать и связаться с партизанами. Артемцев и его товарищи во время фашисткой оккупации вывели из строя электростанцию, слили в канализацию не один десяток тонн горючего, предназначавшегося для вражеской техники, распространяли среди портовых рабочих сводки Совинформбюро, расправились с провокатором, засланным в группу подпольщиков. На третий день после освобождения Одессы Артемцев был определен пулеметчиком в 5-тую роту капитана Смирнова. В ноябре сорок четвертого года, у небольшого венгерского населенного пункта Мате-Кучера. Земляной окоп, где стойко оборонялось отделение Артемцева, превратился поистине в бронированную крепость, о которую разбивались волны вражеских атак. Трудно пришлось гвардейцам, но пулеметный расчет Артемцева надежно отсекал пехоту от танков и уничтожал ее. Н еож иданно вышел из строя пулемет. У Александра оставалось единственное оружие — гранаты… Безошибочно выбрав удобный момент, он метнул под гусеницы танка связку гранат. Танк задымил. Не успел солдат, как говорится, перевести дух, как па него поползла другая махина. Замахнулся Александр для броска, но пулеметная очередь прошила правую руку. Артемиев полз навстречу танку. Когда до цели оставались считанные метры, он поднялся по весь рост, сделал вперед шаг, второй, третий — и метнул связку гранат на броню «тигра». Только на это и хватило у него сил. Отползти в сторону отважный боец уже не успел.

    Будущий Герой СССР, одессит Георгий Байков был пилотом 9-го истребительного авиаполка, носившего наименование «Одесский».

    74 раза Георгий Байков вылетал на прикрытие наших наземных войск, 95 раз сопровождал штурмовики и бомбардировщики, 25 раз сам штурмовал наземного противника, уничтожив полтора десятка автомашин и автоцистерн, более сорока солдат и офицеров, 25 раз вылетал на «свободную охоту» по тылам противника, 10 раз на блокировку аэродромов и 10 раз — на перехват. Он сам сбил 15 самолетов и 5 — в группе. 9 из них Байков уничтожил за месяц с небольшим над Восточной Пруссией. И еще одна деталь. 12 из лично сбитых Георгием Б а й ­ ковым самолетов— ФВ-190 и Мс-109. А бой истребителя с истребителем требует особой виртуозности, высокой техники, сильной воли и страстного желания победить. Всеми этими качествами обладал советский воздушный ас Георгий Байков.

    Будущий Герой СССР, одессит Леонид Белоусов был беспризорником, потом сыном полка Перекопской дивизии, военным музыкантом.

    На Одесском заводе имени Январского восстания рабочие принимали его в комсомол, в партию. С этого предприятия он уходил учиться на командира. Мечтал стать «красным соколом». И стал им! Эскадрилья «чаек», которой командовал Белоусов, поднималась в воздух со знаменитого теперь полуострова Ханко. Шли ожесточенные бои. На иные дни приходилось до десятка боевых вылетов. В воздушных боях над Балтикой противник к концу первого года войны потерял 52 машины. Три вражеских самолета поджег собственноручно комэск. Нго представили ко второму ордену Красной Звезды. Потом майор Белоусов еще более 150 раз поднимал свой истребитель в балтийское небо. Прикрывал Дорогу жизни, сопровождал бомбардировщики, летал в разведку. Но… Гангрена. Эвакуация в Казахстан. В Алма-Ате ампутировали вначале левую, а потом и правую ногу. Он вернулся. 7 июля 1944 года — день второго рождения Белоусова. На Ла-5 он совершил свой первый после всего пережитого боевой вылет. Были потом еще боевые вылеты и сбитые вражеские самолеты, орден Отечественной войны 1 степени и другие награды.

     

    Это была их победа. Победа СА в которой они служили. Сегодня их праздник. И мы ПОМНИМ.

    Добавить комментарий

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]

    Моторное масло 0W20: незаменимый элемент для вашего автомобиля

    Моторное масло 0W20 – это не просто жидкость, а важный компонент, обеспечивающий стабильную работу двигателя. Это масло для двигателя обладает уникальной вязкостью, что делает его особенно подходящим для использования в холодных климатических условиях. Оно обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах, снижает трение и износ деталей, а также способствует более эффективному расходу топлива. Моторное масло […]