«Правда за Одессу» продолжает публикацию серии очерков «Одесса в огне» — история одесских пожарных. Давайте снова вспомним подвиги незаслуженно забытых героев, доблестных защитников жизни и имущества горожан, проявлявших свою доблесть с царских времен, — героических одесских пожарных! И вторым в цикле станет рассказ о страшном пожаре в самом сердце города, когда среди бела дня полыхал знаменитый «Пассаж».
Пассаж, который замечательный писатель-одессит Лев Славин когда-то остроумно сравнил с «огромным пирожным с кремом», строился всего два года — 1898 — 1899, во что сегодня даже трудно поверить. Главным создателем этого, без всякого сомнения, выдающегося историко-архитектурного ансамбля следует считать блестящего зодчего — Льва Львовича (Леона Леоновича) Влодека. Торжественное освящение Пассажа состоялось 23 января 1900 года, Никто и вообразить себе не мог, что уже в следующем, 1901 году Пассаж постигнет настоящее стихийное бедствие — катастрофический пожар.
В солнечное и теплое утро 30 октября 1901 года страшная весть о пожаре в Пассаже Менделевича потрясла весь город. Огонь возник в одном из магазинов расположенном на первом этаже и буквально в считанные минуты все здание и лестница, ведущая на третий этаж, где располагалась женская гимназия на 250 учениц, были охвачены пламенем.
На глазах у собравшейся огромной толпы девочки-гимназистки, не выдерживая нарастающей жары и удушливого дыма, бросались прямо из окон охваченного пламенем великолепного здания вниз.
Пожарный обоз Бульварной пожарной части не мог справится с масштабами бедствия. На помощь ему пришли обозы Александровской и Херсонской пожарных частей и Добровольная пожарная команда Дюковского. Руководил тушением пожара брандмайор Э.Э Лунд, поставивший первоочередную задачу спасти детей.
Пожарные быстро установили механическую лестницу к третьему этажу, но вырывающееся с первого и второго этажа пламя обжигали ее, и дети не могли спустится вниз. И тогда, рискуя собственной жизнью по ней поднялся вахмистр Бульварной пожарной части Прохор Кривошей. Спрыгнув через горящее окно в задымленное помещение гимназии, он отыскивал обезумевших от страха девочек и спускал по лестнице вниз. Сильно испугавшись, одна из гимназисток спряталась в углу за шкафом и отказывалась выходить. Вахмистр вынес ее на руках и уже без сознания спустил вниз.
Его героический (ведь тогда на вооружении у пожарных не было защитных средств органов дыхания) воодушевил и коллег. Пожарный Херсонской части Иван Ушатиков, спасая женщину из объятого дымом и пламенем помещения на втором этаже потерял сознание, его и спасенную спускали вниз сослуживцы.
Пока пожарные эвакуировали людей пожар распространялся с огромной скоростью. Звон лопающихся от высокой температуры зеркал, сыпавшегося стекла и крики пострадавших были слышны за версту от Дерибасовской. Движение транспорта по Преображенской было остановлено.
Примерно через два часа все 250 гимназисток были спасены, но в здании стали обрушиваться потолки третьего этажа. Пожар принял затяжной характер, горело все, что только могло гореть. В результате выгорания несущих конструкций обрушилась мраморная лестница, похоронив под собой двух пожарных, Ивана Радзиевского и Игнатия Коваленко. Их тела смогли откопать только после окончания пожара, в 10 часов вечера. В руках обоих героев были зажаты пожарные стволы.
«Умерли со стволами в руках. Героическая смерть!», — сказал, снимая каску над телами, брандмайор Лунд.
Похороны героев пожарных состоялись 1 ноября, в последний путь их провожали всем городом.
К ремонтно-восстановительным работам великолепного здания приступили, что называется, по горячим следам, и вскоре все выглядело так, будто никакого пожара не было вовсе. Начисто сгорела лишь башенка, возвышавшаяся над главным входом, на углу Преображенской и Дерибасовской.