Украина все стремительней превращается из морской державы в страну у моря. Вначале, в первые годы обретения страной независимости, при президенте, что сегодня рассказывает исторические байки о мифических встречах Гитлера со Сталиным, было разворовано и украдено Черноморское морское пароходство. Судьбу ЧМП затем разделили остальные судоходные компании, своего флота в Украине не осталось.
Ну, а теперь, похоже, приходит черед морских портов. Их уничтожение идет по накатанной схеме. Вначале предприятие вгоняется в неподъемные долги, затем объявляется банкротом и под аккомпанемент сомнительного утверждения о том, что государство якобы не может быть эффективным собственником, ведут его на убой, то есть, на продажу. «Благо», что закон о концессии подоспел, который позволит раздеребанить порты по принципу «убытки национализируем, а прибыль приватизируем».
Справедливости ради надо заметить, что откровенный развал портовой отрасли начался не сейчас, а при «шоколадной» власти. Просто «Слуги народа» получили проблему в наследство. Но, похоже, не очень-то этим огорчены. Действительно, зачем сопротивляться разрухе, если в результате такой жирный кусок государственной собственности сам плывет в частный карман?
Пожалуй, самая критическая ситуация сложилась в Одесском порту. Прежних руководителей тут называют «винницкой бригадой». Главным в этой команде был Игорь Ткачук, который вначале руководил портом, а затем стал во главе Одесского филиала «Администрации морских портов Украины». Как этот «специалист», имевший опыт руководства крупным базаром в Виннице, умеет управлять крупными государственными предприятиями, показали плачевные результаты «Укрпочты», где Игорь Ткачук трудился до назначения в Одесский порт. Однако куча открытых уголовных производств не помешала его карьере.
В порт Ткачук привел с собой команду земляков-«управленцев», назначив себе и им колоссальные зарплаты со сногсшибательными премиями. При том, что зарплаты простых портовиков обрезали до минимума. Но это еще не все. Главным источником дохода Одесского порта являются буксирные операции. При Ткачуке же акватория, где расположены причалы, стала, образно говоря, проходным двором. Буксирными операциями стала заниматься целая орда частных компаний, многие из которых опосредованно были связаны с… Ткачуком.
В результате порт потерял доходы, и 2019 год предприятие завершило с фантастическим убытком в 100 миллионов гривен. Новому руководству приходится сейчас прилагать колоссальные усилия для того, чтобы выправить ситуацию, а те, кто все это сотворил, спокойно отдыхают за пределами Украины, не боясь каких-либо уголовных преследований. Уже известно, что часть объектов порта придется отдать в концессию. Денег на выживание у предприятия катастрофически не хватает…
В порту Черноморска тоже тревожно. Тут прежнее руководство во главе с Сергеем Сечкиным «доруководилось» до убытка в 176 миллионов гривен. По словам исполняющего обязанности директора Александра Попова, ГП МТП «Черноморск» доведен до такого состояния, что есть только два выхода: путь жесткой экономии и существенного сокращения расходов, либо объявление предприятия банкротом. У порта существует кредиторская задолженность – в сумме около 100 млн. грн. – перед компаниями, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия. Прекращение предоставления ими услуг может привести к остановке работы порта.
Как отмечают специалисты, поскольку ГП МТП «Черноморск» входит в список предприятий, которые не подлежат приватизации, то, согласно законодательству, невозможно продать или реализовать каким-либо образом имущество такого предприятия для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому все может закончиться принятием решения о ликвидации порта. Или продажей его лакомых кусочков частным инвесторам.
Наконец, у порта «Южный» — третьего крупного порта, от которого зависит жизнеспособность отрасли – финансовый результат, на первый взгляд, не внушает тревоги. Минувший год предприятие завершило с солидной прибылью. Однако это следует признать, скорее, удачным стечением обстоятельств и крайне благоприятной конъюнктурой рынка грузов, с которыми работает МТП «Южный», чем профессиональной работой прежнего руководства во главе с Анатолием Яблуновским.
Дело в том, что порт получил в наследство пачку коррупционных скандалов, подробности которых стали всплывать только сейчас, внося сумятицу в работу предприятия. Во всяком случае, новому руководству МТП «Южный» приходится сейчас думать не о привлечении грузов, а как отбиться от попыток коррупционеров сохранить свое влияние на порт.