Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Последнему витязю одесского неба посвящается…

Советской армии исполнилось бы сегодня 102 года. 23 февраля 1918 года началось формирование первых отрядов РККА. В тот же день Героями страны, которую армия защищала стали ее воспитанники: 23 февраля 1945 звание Героя Советского Союза получил Григорий Жученко, летчик, освобождавший одесское небо от фашистских стервятников.

Герой Советского Союза и почетный гражданин Одессы Григорий Прокофьевич Жученко принимал участие в освобождении Донбасса и юга Украины,в том числе Одессы и области. Воюя на своем грозном штурмовике Ил-2 лишь с 21 сентября 1943 года по 9 мая 1945 года, он выполнил 183 боевых вылета, нанеся врагу большой урон в технике, вооружении и живой силе.

Он родился родился 25 декабря 1922 года в селе Радионовка (Донецкая область).  Его отец, Прокофий Никифорович Жученко, принимал участие в Первой мировой войне, попал к немцам в плен и три года трудился на бюргеров. Ну, а в Великой Отечественной войне помимо Григория Прокофьевича из их семьи воевали еще три брата.

Его деда по отцу, Никифора Жученко, убили Петлюровцы в 1919 году. Они пришли в их дом, осмотрели хозяйство и велели деду Никифору отвезти их на запад. Он их повез и не вернулся. За пределами деревни петлюровцы отобрали лошадей, сани, а деда Никифора убили.

Дед по матери, Никита, служил в армии, участвовал в войне против японцев. Уже после, при советской власти, в деревне организовал певчий хор. И Никита добился, что этот хор выступал по всей округе, по деревням, селам, городам Донбасса. Даже ездили в Москву, и хор выступал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 37-м году.

Отец Гриши, участник Первой мировой войны, попал в плен,по возвращению работал в совхозе «Ямском». Там же, в тракторной бригаде, работала поваром его мать.

Начальную школу мальчик закончил в родном селе, затем в 15 лет поступил в Лисичанский Аэроклуб, прибавив к своему возрасту 2 года. (туда принимали с 17 лет). Затем была Ворошиловградская военная школа пилотов, и к отправке на фронт в 1943 году младший лейтенант Г. П. Жученко налетал на Ил-2 всего 14 часов 26 минут, из них 40 полетов сделал самостоятельно с налетом 8 часов 53 минуты.

Григорий Жученко провоевал с 13 сентября 1943 года и до конца Великой Отечественной войны, в составе одного, ставшего ему родным, 237-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой дивизии. В совершенстве владея самолетом Ил-2 и его вооружением, выполнил 183 боевых вылета на уничтожение вражеских войск и техники. Овладел самолетовождением в сложных метеоусловиях и 85 боевых вылетов выполнил в сложной метеообстановке.

За время боевой работы, 89 боевых вылетов совершил в качестве ведущего группы 6— 10 самолетов Ил-2. В октябре 1944 года, выполняя боевое задание в качестве ведущего группы 8 самолетов Ил-2, в районе Аупэ, умелым маневром, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника и выполняя команды станции наведения, произвел 4 захода на цель по штурмовке артиллерийского и минометных батарей переднего края обороны противника. За отличное выполнение боевого задания командующим 15-й ВА награжден орденом «Александр Невский». За время боевой работы имеет 47 встреч с истребителями противника и во всех случаях сумел организовать оборонительный бой без потерь.

Пока Гриша воевал, его отца по доносу полицаев отправили в концлагерь. Он несколько дней прятал в своем доме пятерых вышедших из окружения советских солдат. Мать пыталась его выручить, но ее посадили в тюрьму. Родителей освободили только после победы.

Не прост был его путь до нашего края. В ту весну, по пути от Днепра до Одессы, 237 штурмовой авиационный полк потерял трех командиров эскадрильи. Имена капитана П. И. Громова и сержанта И. В. Исаева занесены на мраморную плиту братской могилы № 7 в селе Алексеевка.

Георгий Жученко был награжден в 1944 году тремя орденами — Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны второй степени, Александра Невского, а Звезду Героя и орден Ленина получил 23 февраля 1945 года.

Работа штурмовиков — работа страшная. Каждый вылет, каждая штурмовка — это встреча со смертью. Что касается самого летчика-штурмовика, то он отступать не может и не имеет права по самой сути и содержанию своей боевой работы. Ему задана цель — штурмовать укрепления врага или скопления танков, или переправу. И он обязан прийти к цели.

Войска 3-го Украинского фронта 28 марта освободили город Николаев и начали Одесскую наступательную операцию. 26, 27, 29 марта Жученко и другие летчики 237-го полка наносили удары группами по 6 самолетов. Так, одна из групп, без прикрытия истребителей наносила удары по войскам противника, пытавшимся удержать плацдарм на левом берегу реки Южный Буг. Группа с бреющей высоты уничтожала противника, не давая ему переправиться через реку. Фашисты понесли громадные потери. Учитывая угрозу окружения, противник начал отводить свои войска — 6-ю немецкую армию и 3-ю румынскую армию с Южного Буга.

Окончил войну Гриша Жученко последним своим боевым вылетом 8 мая 1945 года в Прибалтике на Ленинградском фронте. За достигнутые боевые успехи ему было доверено представлять 237-й ШАП на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

После войны, с мая по август 1945 года, он временно исполнял обязанности заместителя командира эскадрильи в своем 237-м штурмовом полку. Затем с августа 1945 по апрель 1946 года командовал авиаэскадрильей в 175- м штурмовом авиационном полку, входящем уже в состав I I- й Воздушной армии. С ноября 1946 по август 1947 года летал в 17-м истребительном авиационном полку.

Более двух лет Жученко летал заместителем командира авиаэскадрильи в 258-м штурмовом авиаполку, затем был направлен в Прибалтику в декабре 1952 года командиром авиационной эскадрильи в 723-й штурмовой авиаполк 30-й воздушной армии. 15 октября 1956 года был назначен заместителем командира полка по летной подготовке в 985-м бомбардировочном авиационном полку 140-й бомбардировочной авиационной дивизии 48-й воздушной армии, входящей в состав Одесского военного округа. Там же, в Арцизе, по состоянию здоровья с 6 июля 1957 года по август 1960 года был начальником штаба 985-го бомбардировочного авиаполка.

Григорий Прокофьевич был уволен из кадров СА в запас в 1962 году, после чего окончательно переезжает в Одессу и устраивается работать инспектором по кадрам и спецработе Одесского горисполкома. Там он трудился более двух лет. Но его, естественно, тянуло к небу, родной стихии, к аэродромному люду, и в июне 1963 года он стал работать диспетчером службы движения Одесского Аэропорта. Ровно через год становится старшим диспетчером, чуть позже руководителем полетов и инженером по расшифровке полетной информации.

Григорий Прокофьевич Жученко

27 мая 2016 года в Доме офицеров состоялось прощание с Почетным гражданином Одессы, участником освобождения Одессы, Героем Советского Союза, генерал-майором Григорием Прокофьевичем Жученко, который ушел из жизни 25 мая на 94 году жизни.

Почетный гражданин города Одессы, кавалер 14 боевых орденов и более 20 медалей, в том числе и медали «За боевые заслуги», Григорий Прокофьевич Жученко похоронен на Западном кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.