Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Возрождение памяти

В истории любого села под Одессой были и взлёты, и падения, были и потрясения.

В сентябре 1801 года 19 греческих и болгарских семей, бежавших от преследований турок-османов в Одессу на корабле, управляемом капитаном-итальянцем Мускули, основали село Малый Буялык (прежде Аджалык, с 1920 г. — Свердлово, с 2016 года — Иваново Лиманского района Одесской области). Первопоселенцами стали выходцы из с. Кючук (Малый) Боялык Адрианопольского района европейской провинции (Румелии) Оттоманской империи. Возглавлял беженцев священник Иоанно-Предтеченской церкви Петр Попандопуло. Он же предложил сохранить название колонии и церкви в ней, как в родных местах.

Считается, что это были первые иностранные беженцы, поселившиеся в начале ХIХ века на новых территориях юга России. Колония расположилась на месте оставленной жителями ногайской деревушки Аджалык, в устье одноименной речки. В 1803—1805 годах в колонию прибывает ещё около 160 греческих семей. Уже к 1811 году в ней проживало около 2000 человек. Колония стала самым крупным поселением греков на юге России. Поселенцы получали особый статус колонистов со многими льготами. Каждой семье выделялся земельный надел и участок для постройки жилья. Некоторые поселились в домах, оставленных ногайцами.

Уже в 1803 году боголюбивые поселяне создали приход, священником в который был назначен тот же Пётр Попандопуло, и взялись за создание церкви. В 1805 году она была заложена, а в 1808 году освящена во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но эта церковь была временной, а потому в 1811 году построили и освятили уже каменную церковь. Она была снабжена «за казенный счет сосудами серебряными и ризницей». В тот год в колонии было 205 дворов, среди которых 173 двора — греков, 32 — болгар, а всего проживало 820 мужчин, 729 женщин. Село процветало и со временем достигло статуса волостного центра.

1854 год, Крымская война. День 5 декабря в Одессе не обещал быть лёгким — тёмные дождевые тучи, гонимые резким ветром понеслись над городом. Молебное пение раздалось на Михайловской площади над выстроившимися солдатами. 5-й и 6-й резервные батальоны Днепровского пехотного полка, квартировавшего в Одессе, готовились выступить в поход на Перекоп. После молитвенного благословения, смотра и горячего завтрака отряд общей численностью более тысячи человек выступил в поход.

По мере движения эшелона, уже на выходе из города туман перешёл в холодный дождь. Через 11 вёрст был сделан привал, всем выдали по чарке водки. Но укрыться от непогоды было негде — вокруг голая степь и ледяной дождь, постепенно превратившийся к полудню во вьюгу. Быстро темнело, и уставшие преодолевать глубокую липкую грязь и вьюгу солдаты стали падать от изнеможения. Барабанный бой и резкие звуки рожка собрали их в темноте возле командиров.

После короткой остановки отряд двинулся дальше к Малому Буялыку, где ждал ночлег в домах поселян. Входя в избы, многие падали без чувств. Вскоре выяснилось, что до ночлега не дошли два подпоручика и более ста рядовых. Предпринятыми мерами в последующие дни были собраны по дороге тела 185 «нижних чинов» и двух обер-офицеров — смерть настигла их в результате изнеможения и холода. Все погибшие были найдены с оружием в руках. По свидетельству местных жителей, большой холм с деревянным крестом над ним на подворье храма возвышаются над местом погребения этих погибших воинов.

11 января 1881 года в селе открыта и освящена церковно-приходская школа. 8 сентября 1895 года епископ Мемнон (Вишневский) совершил освящение женской церковно-приходской школы. На 1906 год в селе было две школы: земская и женская церковно-приходская, в них обучалось 200 детей. В состав прихода входили деревни: Новая Дофиновка, Старая Дофиновка, Александровка, Чабанка.

Село и храм стали местом многократного проведения епархиальных Крестных ходов — в 1870, 1892 (дважды), 1897, 1903, 1904, 1907, 1911 годах и дважды в 1915-ом. Находили нужным посещать его и архипастыри: архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский) в 1875 году, епископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в 1884 году, епископ Елисаветградский Мемнон (Вишневский) в 1895 году, архиепископ Иустин (Охотин) в 1897 году. В 1966 году посетил село и Патриарх Московский и всея Руси Алексий І.

К началу XX столетия, как свидетельствуют документы, село доходит «до крайней степени обнищания». Особенно драматически обернулись 1920—1950 годы коллективизации и репрессий, преследования «неблагонадежной» нации. Вернуться на родину стало почти невозможно. В 1922 году произведено изъятие церковных земель. 20 марта 1923 года губернская ликвидационная комиссия закрыла приход. В этот период Малый Буялык принудительно или самостоятельно покинуло более 1500 греков. Несколько десятков малобуялыкских греков было расстреляно, более сотни отправлено в тюрьмы. Греки бежали в Одессу, в другие села, пытались скрыть свою национальность, нередко изменяя фамилию.

В 1941 году село Свердлово неоднократно упоминается в военных сводках и сообщениях в связи с боями по обороне Одессы. На фронтах Великой Отечественной войны сражался 51 житель села, 24 отмечены правительственными наградами. Погибли в борьбе с фашистами 35 человек. На братской могиле 28 воинов-освободителей в центре села воздвигнут памятник. Во время войны церковный приход был возрожден.

Несмотря на гонения, старинный храм села продолжает жить. Отмечается, что в 1980 году в нём было шесть старинных икон ХVІІ-ХVІІІ веков. Новое время предоставляет новые возможности. 17 сентября 1991 года зарегистрирован устав вновь созданной общины храма, в 2011 году село посетил епархиальный Крестный ход с Касперовским образом Богородицы. 6 августа 2012 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освятил часовню в честь святителя Николая-Чудотворца, построенную в селе у трассы Одесса—Мелитополь, и посетил храм. 11 сентября 2014 года, в день праздника пророка и святителя Иоанна Крестителя митрополит Агафангел совершил освящение престола и Божественную литургию в обновлённом храме.

Владыка поздравил прихожан, рассказал о жизни и кончине святого пророка Иоанна Крестителя, а также поблагодарил о. настоятеля протоиерея Василия Шевякова за труды по созиданию и благоукрашению храма и духовное окормление селян.

Возле храма находится Старое кладбище, где нашли покой свой более 10 тысяч первопоселенцев и их потомков. К сожалению, кладбище сильно разрушено, но сохранилось много холмиков и некоторые каменные старинные кресты, которые дают возможность привести его в должный порядок, благоустроить в соответствии с действующим законодательством. Установлен памятник погибшим в 30-е голодные годы землякам. Более двух тысяч потомков первых жителей села проживают теперь в Одессе.

В 2000 году было создано и зарегистрировано в установленном законами Украины порядке «Румелийское национально-культурное общество (землячество) «Малый Буялык». Греки возрождают память о предках, собирают факты, публикуют исторические исследования.

Добавить комментарий

Стреляли метко

13–18 ноября во Львове проходил Открытый кубок Украины по стрельбе из пневматического оружия.

Герой матча – Роман Пидкивка

«Альянс» (Липовая Долина) — «Черноморец» — 0:0
20 ноября. Первая лига. 14-й тур. Сумы. Стадион «Юбилейный». Без зрителей. 

На темы морали: время собирать камни

Прислушиваясь к совету врачей после перенесённого COVID-19, мы стараемся больше времени проводить у моря. Благо живём рядом. Эти осенние увядающие аллеи золотой листвы, наше «самое синее в мире Чёрное море» и чистые пляжи, отдыхающие от изнурительно жаркого лета и нашествия курортников, берут тебя в плен, вызывают умиротворение. Так бы слушал и слушал ненавязчивое шуршание набегающей волны, покряхтывание чаек, вечных тружеников моря, и вглядывался бы в морскую даль, где, почти сливаясь с горизонтом, покачиваются наполненные ветром паруса яхт.

Чур, я в домике!

Помните это выражение из детских игр? Главный его смысл в том, что, если ты успел добежать до того места, которое договорились называть «домиком», то ты становился недосягаемым для всех своих оппонентов по игре.