С 80-х годов прошлого века, 27 августа на всем постсоветском пространстве празднуется День советского кино.
Исторически дата привязана к периоду 1917 года. Пришедшие к власти большевики, принимая во внимание значимость кинематографа как пропагандистского инструмента революции, 27 августа 1919 года передали развитие фото и киноиндустрии в ведение Народного комиссариата просвещения.
Ну а наш легендарный город и тут впереди планеты всей. Ну и что, что источники сообщают информацию, будто бы кино начиналось в Париже и его придумали братья Люмьеры? Просто те, кто это утверждают, никогда не были в Одессе, на Втором христианском кладбище. Там, на памятнике из чёрного лабрадора высечено, что под ним лежит изобретатель первого в мире киноаппарата Иосиф Андреевич Тимченко. Именно он, главный механик учебных мастерских Одесского (тогда — Новороссийского) университета сконструировал, своими руками построил невиданный аппарат и снял с его помощью две ленты: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» летом 1893 года. А 9 января 1894 года он продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве. А что же Огюст и Луи Люмьеры? «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики Люмьера» они показали только 25 декабря 1895 года!
Но учитывая сегодняшнюю дату стоит рассказать о более позднем периоде одесского кино, когда на смену «серебряному веку» имперского кинематографа пришел советский киноавангард.
Площадка, где создавалось кино в Одессе, неоднократно меняла формы и названия: Киносекция политотдела 41-й дивизии Красной армии, кинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления, Первая комсомольская кинофабрика, студия «Украинфильм». Более привычное нашему слуху название «Одесская киностудия художественных фильмов» появилось только в 1938 году.
Так как же и где снимали кино в Одессе в советский период? Каким оно было? Ну конечно же замечательным, как и все что делалось в этом благословенном городе, в любую эпоху и при любой власти.
Вот, например, вы можете себе представить танк у Воронцовской колоннады? А он стоял там, в 50-тых годах прошлого века. Его установили, как декорацию к трогательному послевоенному фильму «Два Фёдора». Местные мальчишки были в восторге и с удовольствием лазили по нему вдоль и поперек, во главе с исполнителем главной роли «маленького Федора» — Колей Чурсиным. А улица, на которой по сценарию фильма, после окончания Второй мировой вернувшийся на родину Фёдор-большой встречает мальчишку-беспризорника Фёдора-малого – это одесская улица Известковая. Фронтовик приводит найденного малыша в дом с видом на городскую ТЭЦ. Это сегодня Известковая улица загородилась заборами и ТЭЦ можно сфотографировать, лишь привстав на цыпочки. А раньше тут открывался живописный вид на Пересыпь.
А еще в Одессе снимали настоящую Полтавскую битву! Да, да, батальную сцену фильма «Петр I» (1938 год), режиссера Владимир Петрова, снимали в одесском парке Победы. В июле на юг отправили 28 вагонов с грузом: костюмы, обувь, ружья и пушки для петровской и шведской армий, киноаппаратура, пиротехника, несколько ящиков с гримом — бородами, усами, париками. Из Эрмитажа взяли на время подлинные царские кареты. Часть территории одесской кинофабрики превратили в Троицкую площадь Петербурга — здесь снимали финал картины. А в парке Победы приспособили для съёмок большое поле, где и развернулась Полтавская баталия.
А помните те ужасные кадры из культового фильма Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» прославившего на весь мир нашу Потемкинскую лестницу? Те самые, где маленький окровавленный мальчик падает на ступеньке, и его продолжает топтать обезумевшая толпа? Потом мать берёт его на руки, и идет прямо на штыки, прося не стрелять, но её расстреливают в упор?
В этой роли снялся 8-летний одесский мальчишка Абба Глауберман, который вырос и стал великим русским физиком Аббой Ефимовичем Глауберманом. В период ВОВ он был командиром отделения разведки, награжденным двумя боевыми орденами и пятью медалями!
После войны стал автором первого учебника по квантовой механике, а вернувшись в 1966 году в город своего детства и юности, профессор Глауберман становится директором Научно-исследовательского института физики Одесского госуниверситета и ученным с мировым именем.
Киноиндустрия подарила Одессе и памятник Данте. Правда сделан он был из папье маше и простоял у Оперного театра всего несколько месяцев. Он был установлен как декорация к фильму «Роман и Франческа», романтической любовной истории между советским моряком Романом и итальянкой Франческой, начавшейся в последний предвоенный день и продолжившейся после войны. Роль Франчески исполнила Людмила Гурченко, а «портовым итальянским городом», конечно же, стала Одесса.
Одна из лучших советских комедий «Полосатый рейс» (1961 год) тоже имеет непосредственное отношение к нашему городу. Сцену из фильма, когда отдыхающие на пляже в панике убегают от сбежавших с корабля тигров — снимали в Аркадии. В сюжете Одесса тоже фигурирует: по сценарию советский сухогруз «Евгений Онегин» должен доставить из некоего «тропического порта» в Одессу для зоопарка партию из десяти тигров и двух львов.
Мало кто знает, что пивная из культовой советской комедии «Берегись автомобиля» снималась в подвале не менее культового для Одессы места – знаменитого бара «Гамбринус» на Дерибасовской. Именно из нее напевая песню выходят главные герои Юрий Деточкин, в исполнении легендарного И. Смоктуновского, и Максим Подберезовиков — блистательный О. Ефремов. Но эпизод с пивной — это не единственный след, который оставила Одесса в этом фильме. По сюжету, один из угнанных автомобилей Деточкин продает пастору в исполнении непревзойденного Донатаса Баниониса.
Процесс продажи столь заветной и долгожданной автомашины снимали на берегу самого Черного моря на одном из пляжей Одессы. Кстати, знаменитая Волга Газ-21 из этого фильма, настоящая кино-звезда: это та самая «Волга», на которой контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука» в исполнении Анатолия Папанова везет Семена Семеновича Горбункова на Дубровку и такси из «Трёх тополей на Плющихе».
И еще одна культовая комедия! Сцена с собакой и снотворным в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» снималась в Одессе на Французском бульваре 22. Эпизоды на стройке снимали на Черёмушках, а сцену где Шурик и Лида идут по городу, углубившись в чтение конспекта – в парке Шевченко.
В любимом всеми фильме «Место встречи изменить нельзя», сцену, где Жеглов обыгрывает вора Копченого на бильярде, снимали в единственной тогда в Одессе бильярдной, которая находилась в парке Шевченко.
Куравлева и Высоцкого учил играть лучший бильярдист Одессы Владимир Иванов, мастер спорта СССР. Старожилы рассказывали, что Высоцкий привез тогда записи своих песен, их крутили в бильярдной во время съемок. Но Говорухин посчитал, что это мешает работе, и запретил «концерты». Кстати, все помнят фразу Глеба Жеглова:
— «Ваня, Пасюк, держи меня!»
— «Как держать, Глеб Егорыч?»
— «Нежно!»
Вот этого парня, Ваню Пасюка сыграл одессит Александр Милютин
Ну а детские фильмы того периода, связанные с Одессой и сегодня смотрят с удовольствием! Чего только стоят «Приключения Петрова и Васечкина» и «Приключения Электроника»!
Помните, как Электроник пошел работать манекеном в магазин игрушек? Это наш знаменитый «Детский мир» на Екатерининской (тогда еще Карла Маркса). Магазин, попасть в который было мечтой любого одесского школьника того времени.
А печальную новость о пропаже «прибора для связи» профессору Громову, ребята сообщили из телефона, установленного у полуциркульного здания напротив Дюка.
Школа, в которой учились любимцы всех советских девчонок Петров и Васечкин – это одесская школа №100 на улице Варненской.
А помните лестницу, по которой бежала Маша Старцева, когда Петров выходит навстречу однокласснице и произносит: «Могу тебе я, Маша, вмазать так, что ты об этом долго будешь помнить и сразу перестанешь быть строптивой!»? Это лестница от Дерибасовской к Польскому спуску.
В Одессе отметился даже «Старик Хоттабыч»! Для сцены, в которой по сюжету могущественный джин преподносит пионеру дворец и множественные диковинные дары необходимы дикие экзотические животные. Принято решение на несколько дней всей съемочной группой отправится в Одессу, где в это время гастролировал всемирно известный цирк Корниловых.
По сценарию кинофильма действия разворачиваются в Москве. А значит Одессу, с ее совершенно не столичной архитектурой, необходимо выдать за главный город Советского Союза. И снова счастливый случай, и снова Одесса выручает!
К великой радости создателей кинокартины на проспекте имени Т. Г. Шевченко едва успели построить типичный для пятидесятых годов, монументальный жилой дом столичного размаха.
А верблюда, на котором ехали в цирк Волька и Хоттабыч купили специально для этой съёмки, а затем отдали в Одесский зоопарк (настоящий одесский гешефт). Кстати, у самого Хоттабыча вполне Одесские корни. Ведь имя актера Николая Агурова неразрывно связано с Одессой. Свой псевдоним «Волков» он взял именно в нашем городе, в Одесском академическом русском драматическом театре, где артист проработал более двадцати лет.
В советских фильмах было много Одессы. Настолько много, что не уместить в одну или даже несколько статей. На сегодня у нас все. Может в следующий раз.