Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Альтернативная энергетика: чем «зеленый» водород полезен Украине

В мире запускаются все новые, и новые проекты, основанные на получении энергии из водорода. Но для Украины водород пока остается мало используемым видом энергии. Где в нашей стране его можно применять? И почему это будет выгодно в перспективе, разбирался БизнесЦензор

Во многих странах Европейского Союза «зеленый» водород рассматривают как перспективное топливо для газовых сетей и автомобильного транспорта. Происходит так потому, что водород поможет сократить выбросы парниковых газов. Соответственно, помочь решить проблему изменения климата.

По информации Международного энергетического агентства, добавление 20% водорода в европейскую газовую сеть сократит выбросы CO2 на 60 млн тонн в год. Для примера: столько же углекислого газа вырабатывается в Дании за год.

Для производства «зеленого» или экологически чистого водорода нужны возобновляемые источники энергии. В Украине «зеленые» источники развиваются довольно быстро. Поэтому в Европе считают Украину страной с большим потенциалом и говорят, что Украина может стать лидирующим поставщиком водорода на рынок ЕС.

Это хорошо, ведь таким образом Украина смогла бы сотрудничать с европейскими компаниями водородного рынка и становиться энергетически независимей, потребляя меньше природного газа.

Использование водорода не просто бы сократило выбросы СО2, но и дало бы возможность сэкономить. Смесь газа и водорода дает больше тепла, чем обычный природный газ.

Это было бы хорошо, как и для населения, так и для промышленных потребителей – металлургических заводов или химических предприятий. Но в Украине нет государственной стратегии развития новой отрасли энергетики, а проекты компаний не поддерживаются так, как это происходит в Европе.

Где в Украине могут применять водород?

Практически во всех ключевых отраслях экономики. Например, вместо природного газа в отоплении, вместо угля — в металлургии или в качестве топлива для транспорта.

Количество водородных заправочных станций растет. Активнее всего – в Японии, Китае, Германии, США и Канаде. Вместе с этим, автомобильные концерны разрабатывают авто на водородных топливных элементах. Среди самых популярных моделей Toyota Mirai, Honda Clarity, Mercedes-Benz GLC F-CELL, BMW Hydrogen 7 и Hyundai Nexo.

Кстати, последние из списка кроссоверы Hyundai Nexo недавно пополнили парк полицейских машин города Оснабрюк в Германии.

Водородный транспорт может быть не только для личного пользования. В Украине инфраструктура пока не готова принять водородные авто, но стоит посмотреть на опыт других стран.

Например, в Риге начали ездить троллейбусы на водороде. А в Лондоне в этом году начнет курсировать 34 автобуса H2.City Gold на водородных топливных элементах.

Применять водород можно не только для развития новой транспортной инфраструктуры. В сельском хозяйстве этот газ можно использовать для производства аммиака. Аммиак – основа азотных удобрений, которые используются для правильного развития и роста растений, а также повышения урожайности.

В металлургии водород может использоваться для плавления и сваривания тугоплавких металлов. А также для создания защитной азотно-водородной атмосферы при термообработке труб.

В пищевой промышленности водород используется при производстве маргарина. В состав маргарина входят твердые растительные жиры. Они получаются из жидких жиров в процессе гидрогенизации, когда через жидкие жиры пропускается водород.

Нефтеперерабатывающая промышленность также нуждается в водороде. Он нужен для получения топлива из тяжелого высокосернистого сырья. Огромное количество водорода требуется для установок гидрообессеривания, гидрокрекинга дистиллятов, гидроочистки, изомеризации, производств смазочных материалов.

В стекольной промышленности водород используют для производства кварцевого или листового стекла флоат-методом.

Но одна из самых интересных сфер применение – это отопление жилых зданий. Подобные эксперименты уже готовятся по всему миру. А в Великобритании впервые в мире уже начали использовать смесь из 20% водорода и природного газа для отопления домов.

Проект запустили в конце января 2020 года. Сейчас смесью водорода и газа отапливается здание Кильского университета, расположенного в Стаффордшире (Великобритания) и еще 100 домов в округе.

Также известно, что водородом начали отапливать дом в Нидерландах. В апреле в городе Розенбург для отопления жилого дома был введен в эксплуатацию первый в мире бытовой котел, работающий на водороде.

И в этой сфере Украина уже имеет некоторые наработки. Первый масштабный эксперимент начала готовить «Региональная газовая компания» (РГК) в конце февраля 2019 года. РГК впервые в Украине приступила к тестовой транспортировке смеси водорода и природного газа на закрытых участках газораспределительной системы.

Этот эксперимент нужен для того чтобы понять, как себя поведет существующая система доставки газа при использовании водорода. Изначально в сетях планировалось использовать смесь природного газа с водородом из баллонов в концентрациях от 2% до 100%. В перспективе – построить установку по производству водорода. Сроки завершения эксперимента пока не называются.

Сейчас в Украине экономически не выгодно использовать «зеленый» водород. Но из-за изменений климата не далеко то время, когда страны будут платить за выбросы углерода при использовании ископаемых источников электроэнергии.

Именно поэтому Япония, Германия, Нидерланды и другие страны экспериментируют с водородом.

Директор по стратегии развития РГК Станислав Казда считает, что промышленное использование водорода в Украине – это дело ближайших 5-10 лет. Поэтому нужно реконструировать украинскую газотранспортную систему с учетом водородного будущего. По его словам, нашей стране также необходим свой Green Deal – стратегия, которая покажет, как будет меняться энергетический баланс страны.

А когда участники рынков будут понимать государственную политику в перспективе 5-20 лет, то смогут привлекать финансирование из-за рубежа: грантовые программы Евросоюза, инвестиции ЕБРР и других источников.

Добавить комментарий

«Не скажет ни камень, ни крест, где легли…»

Время должно отстояться, чтобы, заглядывая в его глубины, мы могли разглядеть доселе не увиденное, а может, совсем забытое. Такие чувства посетили меня, когда перебирала архивную папку своего отца, писателя-мариниста Ивана Гайдаенко, посвященную героизму моряков-черноморцев во время Великой Отечественной, и наткнулась на документы, повествующие о непростой судьбе пассажирского теплохода «Сванетия».

Вместо Мемориала Небесной сотне – банальная афера с «исчезновением» почти 150 миллионов гривен

Накануне 7-й годовщины евромайдана произошло событие, которое красноречиво продемонстрировало человеческую суть всех этих «революционеров», которые, перевернув страну с ног на голову, все это время прикрывались громкими фразами и высокими идеалами. Но оказалось, что они банальные ворюги. Более того, циничные до омерзения, так как крадут на самом святом, что есть у них.

Символ бессилия властей и безнаказанной халатности

В минувшее воскресенье исполнился ровно год с момента крушения танкера Delfi в акватории Одесского залива. Это событие стало своеобразной лакмусовой бумагой, которая безжалостным и безапелляционным индикатором высветила «кто есть кто» в политической среде Одессы и страны в целом. Как отметила народный депутат Украины от политической партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Татьяна Плачкова, «…танкер за время своего нахождения на пляже стал не только символом импотентности властей, но и символом безнаказанной халатности».

Второе европейское «золото» Юрия Захареева

Блестяще выступили украинские боксеры на чемпионате Европы среди молодежи, завершившемся в черногорском городе Будва. В турнире приняли участие 175 спортсменов из 22 стран Старого Света.