Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    «Есть недостаток важный»

    Это отметил о нашем городе великий Александр Сергеевич Пушкин во время своего вынужденного пребывания в Одессе, а далее: «Чего б вы думали? – воды». Поэт, влюблённый в Одессу, где «всё Европой дышит», отмечает, правда, что это лишь «один… недостаток».

    Это цитирование почти всегда приводят, когда речь идёт о проблеме снабжения города пресной водой. Выходило так, что у воды, но… без воды. Впрочем, не то что бы её не было совсем, но оставшиеся от татарского-турецкого поселения колодцы не могли обеспечить её в достаточном количестве и нужного качества: «Потребны тяжкие труды…».

    Значительно позже геологами открыто было, что под городом есть водоносные горизонты, издавна образующие целый ряд «подземных рек». Знали или не знали о том наши предшественники, но начальник работ по созданию города и порта Иосиф Михайлович де Рибас распорядился в июле 1794 года начать «рытье колодцев».

    Вполне осознав серьёзность проблемы, город обратился в 1808 году к правительству с просьбой о помощи в строительстве водопровода. Прошение это осталось без последствий. Тогда решение проблемы предложили сами одесситы: купец Яков Тихов, а позже инженер-полковник Шишов составили проект водовода из Днестра. Губернатор, граф М.С. Воронцов сам отправился в Петербург, где надеялся получить поддержку проекта. Но столичные чиновники правительства лишь утверждали, что проект слишком дорогой, что денег на это в казне нет…

    Вместе с тем были обнаружены в немалом количестве и использовались источники-ручьи пресной и качественной воды, истекающие из склонов побережья вдоль окраин Одессы. Они получили странное название «фонтанов».

    Побережье активно занимали под дачи одесситы, а Михаил де Рибас, чья дача находилась в районе нынешней ул. Кириака Костанди («Дерибасовка»), сумел даже использовать этот подарок природы для предпринимательства – первой «шерстомойки». Однако вновь довольно «тяжких трудов» требовала доставка воды из таких источников в город. Несмотря на все трудности, «фонтаны» стали, естественно, столь значащими для города, что «именем» их стали называть известные районы побережья: Малый, Средний и Большой Фонтаны – в зависимости от количества получаемой от них воды. Мы знаем теперь, что источниками их были те самые подземные реки.

    Но с ростом города недостаток воды ощущался всё более и более – колодцев и «фонтанов» недоставало. И тут среди предприимчивых одесситов проявил себя некий предприниматель Пишон, чья фамилия  дала позже имя одной из улиц Одессы.

    Пишон решил попробовать свой талант предпринимателя в новом и, как знаем, важном для Одессы деле – строительстве водопровода. В 1843 году Пишон, а также решивший испытать себя в предпринимательстве отставной ротмистр Виттенберг арендовали участок за нынешней 16-й станцией Большого Фонтана, где был самый значительный источник воды, чтобы проложить оттуда водопровод в город. Чрезмерно уверенный в себе Пишон даже заранее пообещал бесплатно поставлять 10 бочек воды в сутки госпиталю и сиротскому дому. Но совместное их предприятие не имело успеха ввиду того, что они не обладали ни необходимым опытом, знаниями и, как оказалось, и средствами. Дело не пошло, хотя Пишон пытался заниматься им почти до самой своей нежданной кончины в 1849 году. В результате водопровод не был сооружён.

    Но Одессе вода и водопровод были, как прежде, очень нужны. Это увидел прибывший в Одессу в 1847 году таганрогский купец Тимофей Ковалевский и взялся за дело по-купечески, по-деловому и с размахом. За основу, как увидим, он взял идею Пишона и Виттенберга, с которым решил сотрудничать, и успешно развил её.

    В том же районе  в 1849 году он устроил подземную галерею, по которой вода отбиралась от источника-«фонтана», установил приводимые в действие паровой машиной насосы и возвёл из кирпичей водонапорную башню. 45-метровая башня стала самым высоким сооружением Одессы, её было видно очень далеко с моря и потому её не могли не нанести со временем на навигационные карты. Было построено и жилое здание для хозяина, которое, как и другие загородные жилые строения с землёй, называли «дачей».

    От башни к городу был проложен 12-километровый водопровод, который заканчивался в большом металлическом баке на пересечении улиц Старопортофранковская и Большая Арнаутская. Воду из этого бака могли покупать бывшие уже к тому времени в предостаточном количестве профессиональные водовозы, развозившие её в деревянных бочках по адресам заказчиков. 15 февраля 1853 года стало днем рождения одесского водопровода – в тот день он был задействован.

    В связи с этим  газета «Одесский вестник» сообщала: «… фонтанная вода по особому своему качеству, чистоте и свежести отлична для употребления в питье, приготовления пищи и всякого рода напитков, для печения хлеба, делания макарон и др., имея свойство давать хороший рост тесту; для бани: она хорошо держит мыло, чисто смывает и мягчит волосы».

    Водопровод Ковалевского доставлял в город около 800 40-вёдерных бочек воды в сутки при потребности города примерно в 4000 бочек.

    Но успех не был, увы, долгим. Подача в Одессу всё возраставшего достаточного количества воды требовало дополнительных работ. И работы для этого велись, но… рабочие случайно задели и подземный источник с солёной водой. Качество подаваемой в город воды ухудшилось, так как она приобрела солёный привкус, жители вновь стали больше употреблять дождевую воду из городских цистерн. И, к тому же, несмотря на все усилия, количество извлекаемой воды стало уменьшаться. В дополнение ко всему, оползень повредил здание водонапорной станции. Стало совершенно очевидным, что набранные для возрождения водопровода многотысячные долги не было никакой возможности возвратить. В отчаянии Тимофей Ковалевский бросился с верха своей 45-метровой башни и, конечно же, погиб.

    В конце 1860-х годов инженеры Доминикон и Головачев задумали и создали новый технический проект водовода в Одессу из Днестра – наиболее достойного источника качественной пресной воды. В 1870 году специальная комиссия одобрила проект. Реализацию его взяла на себя московская фирма «Швабер и Моор». Вскоре, 3 сентября 1873 года на Соборной площади при большом стечении жителей города и официальных лиц состоялось торжественное открытие водопровода – запуском и освящением специально построенного фонтана.

    А место, где был создан и пущен 15 февраля 1853 года первый водопровод Одессы, отмечено теперь лишь названием улицы «Дача Ковалевского». Долго ещё стоявшая немым памятником башня его была снесена в 1930-х годах, как способная стать ненужным городу ориентиром при возможном нападении и обстреле, в результате ничего видимого не осталось от памятных сооружений. Достойной памятью могла бы стать мемориальная доска, установленная у места первой станции, которая дала воду жаждущему городу.

    Добавить комментарий

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]

    Моторное масло 0W20: незаменимый элемент для вашего автомобиля

    Моторное масло 0W20 – это не просто жидкость, а важный компонент, обеспечивающий стабильную работу двигателя. Это масло для двигателя обладает уникальной вязкостью, что делает его особенно подходящим для использования в холодных климатических условиях. Оно обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах, снижает трение и износ деталей, а также способствует более эффективному расходу топлива. Моторное масло […]

    Как на вкус виски Chivas Regal и что может испортить впечатление от дегустации напитка

    Шотландский виски Chivas Regal уверенно завоевал популярность далеко за пределами Европы. Алкогольный напиток ассоциируется с королевской изысканностью и большим удовольствием. Купанный виски в первые годы истории бренда готовили для подачи королеве Виктории братья Чиваса. В США такое спиртное стало популярным после Второй мировой войны. Среди ценителей Chivas Regal — Фрэнк Синатра и Дин Мартин. Сегодня […]