Покупки в интернете стали привычным делом. Однако не секрет, что во всемирной паутине можно нарваться на недобросовестных продавцов, продающих некачественный товар под маркой известного бренда, а то и на мошенников, которые берут деньги авансом, а затем исчезают на просторах интернета.
Как же определить, что вы имеете дело с добросовестным продавцом? Об этом рассказали в Министерстве юстиции.
Законодательством предусмотрен перечень обязательной информации, которая должна быть на сайте интернет-магазина. Прежде всего, сайт должен содержать полное наименование юридического лица или ФИО физического лица — предпринимателя. Также должно быть указано их местонахождение или место регистрации, адрес электронной почты или адрес интернет-магазина, сведения о лицензии (если деятельность предполагает ее получение). Эти данные необходимы, чтобы в случае надобности покупатель мог обратиться с претензией или выяснить какие-то обстоятельства. Кроме того, на сайте должен указываться порядок формирования конечной цены товара (какие налоги включаются в его стоимость), информация о стоимости доставки.
Заказав товар в интернет-магазине, покупатель должен получить от продавца оперативное подтверждение получения заказа. Это может быть электронное письмо с подтверждением и указанием товара, цены, условий оплаты и доставки. При получении товара покупатель должен получить электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон.
Причем такой документ обязательно должен содержать сведения о порядке обмена или возврата товара, наименование продавца, адрес и контактные данные, а также гарантийные обязательства.
Как и в обычном магазине, покупатель имеет право заменить или вернуть товар. Это право гарантируется Законом Украины «О защите прав потребителей».
Если продавец отказывается принять или обменять товар, обратитесь с заявлением о нарушении своих прав в территориальные органы Госпродпотребслужбы Украины или в суд по месту своего жительства. Судебный сбор по искам о нарушении прав потребителей не взимается.
Следует иметь в виду, что вернуть продукцию в интернет-магазин и получить обратно свои деньги можно далеко не за все товары. Например, возврату не подлежат продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены. Кроме того, вернуть нельзя: парфюмерно-косметические и перо-пуховые изделия, мягкие детские игрушки, зубные щетки, нательное и постельное белье, товары для новорожденных, инструменты для маникюра и педикюра, ювелирные изделия и пр. Не соглашайтесь на предоплату, пользуйтесь наложенным платежом, то есть оплатой товара при получении. При этом покупатель может осмотреть товар прямо в отделении почты и отказаться от покупки, если она не подошла.
Если вы оплатили покупку в интернете, а продавец не отправил купленный товар — обратитесь в свой банк с заявлением о возврате уплаченных средств. Банк объяснит, возможно ли возвращение средств, скоординирует дальнейшие действия и проведет расследование.
Если через банк вернуть деньги не удалось — обращайтесь с иском о возмещении средств в суд.
Если вы стали жертвой интернет-мошенничества — обращайтесь в правоохранительные органы. В Управлении по борьбе с киберпреступностью МВД Украины можно оформить электронное заявление о случае правонарушения: www.cyberpolice.gov.ua
Если деньги были переведены мошеннику через платежную онлайн-систему, то следует обратиться в службу поддержки этой платежной системы. Есть вероятность, что после этого счет мошенника заблокируют.
Владельцы интернет-магазина не являются недосягаемыми. Сайт находится на хостинге, а это предполагает наличие паспортных данных владельца. Если на ресурсе указан юридический адрес, то вы можете сразу подать в суд и отстоять свои права потребителя.
За более подробной консультацией обращайтесь в контактный центр системы бесплатной правовой помощи по телефону 0 (800) 213103, а также в центры и бюро предоставления бесплатной правовой помощи.