Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Не забывать о трагедии «Адмирала Нахимова»

    Совсем скоро, 31 августа, исполнится 35 лет со дня самой масштабной катастрофы в мирное время на Черном море. 

    Напомню, что в последний день лета 1986 года в Цемесской бухте, вблизи Новороссийска, после столкновения с балкером «Пётр Васёв» затонул всего за 7 минут пассажирский круизный лайнер «Адмирал Нахимов» (порт приписки – Одесса). В результате кораблекрушения погибло 423 человека, из которых 267 – украинцы. История парохода «Адмирал Нахимов» и его крушение – это часть трагической истории нашего города и всей Украины, о чем нужно помнить, чтобы трагедия не повторилась вновь.

    Благотворительный фонд «Нахимовец» ведет подготовку к памятным мероприятиям. Мы планируем 31 августа возложить венок и цветы к памятнику «Всем погибшим судам и морякам» в парке Шевченко. Затем на морвокзале пройтись колонной к памятному знаку всем погибшим при кораблекрушении «Адмирала Нахимова». Затем на катере выйти в море, отслужить поминальный молебен над водой, опустить венок и цветы на воду, минутой молчания почтить память погибших, затем поминальный обед.

    Одно обстоятельство омрачает предстоящее событие. Я тружусь директором фонда уже 15 лет! И за 15 лет ни один представитель городской администрации не принял участие в памятных мероприятиях. Ни один! А ведь порт приписки парохода «Адмирал Нахимов» – Одесса! И в трагедии погибло 267 украинцев, большинство из которых были одесситами.

    Я хочу гордиться Украиной, но факты – вещь жестокая. Нет памяти, нет человека, нет будущего! Я, конечно, опять напишу письма и мэру, и губернатору, и в другие организации… Но времени до годовщины осталось мало, и надежды на помощь наших властей уже никакой…

    Фонд «Нахимовец» с 1997 года ведет активную работу по сохранению памяти о катастрофе и о погибших. Идея создания фонда принадлежит моей маме, Андриевской Галине Васильевне. Моя бабушка, Пархоменко Валентина Николаевна, проработала на пароходе «Адмирал Нахимов» 18 лет и погибла в катастрофу. Когда ЧМП перестало помогать родственникам погибших добираться до места крушения «Нахимова», моя мама очень сильно переживала. И в один из таких дней, сидя в кухне, мама со слезами на глазах сказала: «Я свою мамочку привезла и смогла похоронить. Но ведь там, в корпусе судна еще есть те, кого не смогли проводить в последний путь. И в этот день к ним никто не придет на их водную могилу и не опустит цветы. Так быть не должно, они же такие же люди, как мы все, нельзя все это так оставлять. Я организую фонд, мы поедем в Новороссийск, мы обязательно выйдем в море, отслужим поминальную службу в море над затонувшим «Нахимовым» и опустим цветы. Но если за мной никто не пойдет, и люди откажутся, я сама поеду и обязательно выйду в море…».

    Но люди пошли за ней. И ежегодно, ценой неимоверных усилий, мама организовывала рейсы скорби и памяти в Новороссийск. Съезжались люди со всей Украины: родственники погибших, члены экипажа и спасшиеся пассажиры. Всех объединяла одна боль, одна трагедия.

    Хочу заметить, что для всех, кто отправлялся в рейс Скорби и Памяти, поездка была бесплатной – все оплачивал фонд. Начиная с весны, каждый год мама обращалась за помощью в сотни организаций и по крупицам собирала деньги, чтобы в очередной раз люди могли посетить водную могилу своих родных и близких. После ее ухода в 2005 году я стала директором фонда «Нахимовец». И до 2014 года мы ежегодно проводили памятные мероприятия.

    Много лет наш фонд работает над сбором материалов для создания музея. Собраны, отредактированы и задокументированы сотни свидетельских показаний участников трагедии, огромный фотоархив п/х «Адмирал Нахимов», начиная с момента закладки судна на верфи в Германии немецкой фирмой «Бремен Вулкан» (1924–1925 гг.), вплоть до последнего рейса и гибели судна. Множество предметов, поднятых с затопленного парохода: одеяло – с надписью «Адмирал Нахимов», посуда, спасательный круг, кинолента из рубки киномеханика, судовой компас, ключи от кают, с которыми спасшиеся члены экипажа и пассажиры прыгали в воду, и многое другое. Архитектор из далекого Новосибирска Сергей Моржаков, изготовил и безвозмездно передал в БФ «Нахимовец» для будущего музея уникальный, единственный в мире макет – модель парохода «Адмирал Нахимов».

    Среди собранных для будущего музея экспонатов многие непосредственно связаны с трагедией и имеют свою печальную предысторию. В частности, мать погибшей на «Адмирале Нахимове» бортпроводницы Веры Федорчук передала в фонд будущего музея часы и ключи от служебных помещений, снятые с руки ее дочери. Писатель Николай Черкашин передал в будущий музей куклу, которая всплыла на пятый день проведения поисковых работ. По словам Николая Черкашина, кукла была вся в мазуте и краске, он ее отмыл, привел в порядок и спустя много лет передал фонду «Нахимовец» в будущий музей. Кроме этого, нами собрано много книг, статей и фильмов, посвященных этой трагедии, есть даже уже готовые стенды… При содействии фонда были изданы книги членов экипажа Ирины Кулишкиной и Бориса Мороза.

    Нет, к сожалению, только музея памяти о трагедии п/х «Адмирал Нахимов».

    О трагедии «Титаника» помнят во всем мире уже более 100 лет. На место гибели «Титаника» ездят уже внуки и правнуки погибших. Создан огромный музей, на создание которого ушли сотни миллионов долларов. Историю «Титаника» знают все украинские школьники. Но если спросить у нынешней молодежи, как называется наш черноморский «Титаник» – ответа не последует. Грустно…

    Получается, что мы, считающие себя европейцами, глупее и бездушнее англичан, которые бережно хранят память о трагедии «Титаника» на протяжении ста лет, заботливо передавая ее от поколения к поколению, и для которых создание музея – дело чести. У нас в Одессе нет не только музея, нет полноценного памятника погибшим во время крушения парохода «Адмирал Нахимов», только памятный знак на морвокзале.

    Кстати, в последние годы члены нашего фонда с сожалением замечали, что территория вокруг памятного знака находится в запущенном состоянии. Я была на морвокзале в последний раз в этом году 4 августа, подошла к памятному знаку и была очень огорчена. В непосредственной близости от памятника паркуются автомобили, территория вокруг захламлена и не обустроена. Кроме того, памятный знак и музей якорей под отрытым небом – это же был единый органичный ансамбль, это частичка памяти о нашем морском прошлом. Теперь же музей якорей просто завален и заставлен непонятно чем.  А напротив памятного знака, буквально в нескольких шагах, – возвышается синенький пластиковый туалет! Туалет поставили в музее якорей, прямо вплотную к старинной пушке. Другого места для биотуалета на морвокзале просто не нашлось! Получается, что, по мнению установщиков этого сооружения, морской истории нашего города место рядом с туалетом.

    Меня, как одесситку, это очень возмутило и оскорбило! Я очень люблю свой город, я горжусь тем, что родилась и выросла в Одессе. В наш город приезжают отдыхающие со всех уголков Украины, из ближнего и дальнего зарубежья. И что они видят? Множество мелких кафешек на большой площади морвокзала и захламленный, заваленный непонятно чем музей якорей.

    Это позор для Одессы! Поэтому я вновь обратилась с письмами в мэрию Одессы, в Одесскую областную государственную администрацию с просьбой принять меры для наведения надлежащего порядка. Я очень надеюсь, что к нашей просьбе прислушаются. И территория вокруг памятной доски и в музее якорей будет благоустроена, и надлежащий порядок сохранится не только 31 августа.

    Наталия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, директор БФ «Нахимовец»

    Добавить комментарий

    Картины Карпачова от Strateg – как работает суггестивно-проективная арттерапия?

    Стресс, тревога и эмоциональная перегрузка стали нашими постоянными спутниками. От этого страдают и наши дети, которые не всегда могут словами объяснить свое внутреннее состояние. В таких случаях на помощь приходит суггестивно-проективная арттерапия, сочетающая в себе элементы искусства, психотерапии и суггестии.  Что такое суггестивно-проективная арттерапия? Суггестивно-проективная арттерапия – это метод психотерапии, основанный на использовании искусства для […]

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]