Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Отважным сынам Родины

Большое значение для защищавших Одессу советских войск в 1941 г. имела поддержка с неба летчиков 69-го истре­бительного авиационного полка, которым командовал майор Л. Л. Шестаков.

В дневнике убитого под Одессой командира батальона неприятельских войск была обнаружена запись: «8 августа в 5 часов — атака русских истребителей; в 8 часов — снова атака советской авиации; в 11.40 — третья атака. Все солдаты попрятались в кукурузе. В 13 часов одиннадцать истребителей опять атакуют наши колонны». В этот день в районе села Катаржино советские «ястребки» вступили в бой с 12 вражескими самолетами. Сбив 9 боевых машин противника, они все возвратились на свой аэродром.

Отважные соколы громили врага в небе и на земле — бомбили и обстреливали передовые позиции, скопления неприятеля, танки и артиллерию, железнодорожные узлы и аэродромы, охраняли от фашистских бомбардировок город и порт, вели разведку и корректировали огонь артиллерии.

Уроженец Черкасской области Семён Андреевич Куница (1914—1941 гг.) в 1937 году окончил Качинскую военную школу пилотов, а с первого дня Великой Отечественной — на фронте. Назначен был комиссаром эскадрильи 69-го истребительного авиаполка. Совершил 107 боевых вылетов, принял участие в 12 воздушных боях, сбил два вражеских самолёта лично и ещё два — в составе группы. 29 августа 1941 года, израсходовав боеприпасы, Куница повторил подвиг Гастелло — он пошёл на таран немецкого самолёта и выпрыгнул с парашютом, но был убит в воздухе. Тело Куницы было захоронено на месте гибели.

Летчики 69-го авиаполка отлично справлялись с заданиями командования, не щадили себя в бою. В сентябре 1941 года в небе Одессы капитан М. Е. Асташкин и лейтенант М. И. Шилов во время боя каждый из них принял на себя удары 5—6 «мессершмиттов», чтобы дать возможность товарищам выполнить боевое задание. Уроженец далёкой Рязанщины лётчик Михаил Егорович Асташкин (1908—1941 гг.) ещё в 1940 году принимал участие в боях советско-финской войны в качестве командира эскадрильей, был награждён орденом Красного Знамени. В том же году он вступил в командование 1-й эскадрильи 69-го истребительного авиаполка. С началом Великой Отечественной войны на фронте. В обороне Одессы произвел 162 боевых вылета, в том числе 59 — на штурмовку позиций фашистских войск. Лично сбил четыре самолета противника и в группе — 8. 14 сентября 1941 года его самолёт был подбит в бою, и, жертвуя собой, герой направил горящий самолёт в скопление пехоты противника в районе хутора Важный Беляевского района Одесской области. 5 ноября 1941 года постановлением военного совета Южного фронта был посмертно награждён вторым орденом Красного Знамени.

Крестьянский сын, лейтенант Михаил Ильич Шилов (1921 – 1941 гг.) закончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище. На фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. Воевал на истребителе И-16 в составе 69-го истребительного авиаполка, в котором служил ещё до войны. За три месяца (с 24 июня по 23 сентября) провёл 164 боевых вылета, в которых произвёл 64 штурмовки живой силы, позиций и техники врага, 22 полёта на разведку, 41 воздушный бой, лично сбив 4 самолёта противника и в группе с товарищами — ещё два. 11 августа 1941 года в составе группы истребителей Шилов сопровождал бомбардировщики, летевшие под покровом ночи бомбить порт Констанца — нефтяную базу немецкой армии. Бомбардировка была успешной. Советские истребители встретили группу Ме-109 и вступили с ними в бой, подбив две вражеские машины. За этот ночной бой Михаил Шилов 5 ноября 1941 года был награждён орденом Ленина, но уже посмертно. Погиб он 23 сентября. В районе села Выгоды Михаил Шилов вступил в бой с пятью истребителями противника, отвлекая их от наших самолётов, штурмовавших врага. Сбив один самолёт, сам был подбит и, пожертвовав собой, направил горящий самолёт в группу вражеских танков.
Старший лейтенант Алексей Алексеевич Маланов (1917—1941 гг.) был командиром звена 69-го авиаполка. Участвовал в уничтожении немецких самолётов на аэродроме у села Зельцы, где за 10 заходов в течение 30 минут было сожжено 22 самолёта, а примерно 100 человек из летно-технического состава убито и ранено. Вскоре группой наших истребителей было сбито 5 из 6 бомбардировщиков Ю-52 , транспортировавших караван планеров с материальными средствами. Один из них подбил Алексей Маланов. 4 октября 1941 года 8 истребителей полка штурмовали вражеские позиции северо-западнее села Дальник, самолёт Маланова был подбит зенитчиками. Объятый пламенем истребитель Маланов направил на румынскую кавалерийскую часть.

Лейтенант Виталий Тимофеевич Топольский (1918—1941 гг.), адъютант эскадрильи 69-го авиаполка, ещё в 1938 году окончил Одесскую военно-авиационную школу. На фронте с июня 1941-го. 13 июля сбил первый вражеский самолёт, прикрывая командира эскадрильи. В небе Одессы лейтенант Топольский совершил 123 боевых вылета, в 14 боях лично сбил 4 и в составе группы ещё 4 самолёта врага. 28 августа 1941 года погиб в воздушном бою. 5 ноября 1941 года Топольский был удостоен ордена Красного Знамени, посмертно.
Летчики проявляли чудеса героизма. В небе Одессы полк совершил более 6600 боевых вылетов, сбил 94 самолета противника и 6 планеров с десантом, более 30 самолетов уничтожил при штурмовке аэродромов. Непосредственно за бои под Одессой звания Героя Советского Союза были удостоены командир полка майор Л. Л. Шестаков, летчики Ю. Б. Рыкачев, С. А. Куница, А. А. Елохин, М. Е. Асташкин, А. А. Маланов, И. Г. Королев, В. Т. Топольский, В. А. Серогодский, М. И. Шилов, А. Т. Череватенко. Многие летчики и авиамеханики награждены орденами и медалями. За мужество и героизм, проявленные при обороне Одессы, полк получил наименование «Одесский», награжден орденом Красного Знамени, стал гвардейским. Имена погибших лётчиков полка носят улицы Одессы, их имена на граните Аллеи Славы и мемориала героям-авиаторам.

Когда наседавший на Одессу враг приблизился к городу настолько, что мог вести артобстрел аэродрома 69-го авиаполка, пришлось построить новый аэродром… прямо среди домиков городской окраины, в районе 5-й—7-й станций Большого Фонтана — на Чубаевском пустыре. Он был так умело замаскирован, что фашисты не обнаружили его до самой эвакуации. После войны на этом месте были построены дома посёлка судоремонтников. Памятник авиаторам, техникам и оружейникам, готовившим боевые машины к бою, сооружен на 5-й станции Большого Фонтана в сквере (ныне — Героев-лётчиков) на пересечении Фонтанской дороги с Адмиральским проспектом — в районе расположения аэродрома полка. Его авторы — скульпторы Н. Я. Еременко и В. К. Патров, архитектор В. И. Мироненко.

Памятник подвигу 69-го авиаполка открыт в 1982 году. Он оригинален по замыслу. Над черным гранитным стилобатом поднимается бетонный тройной пилон, его изгиб напоминает крыло самолета с красной звездой на нем. Будто парят в воздухе три фигуры летчиков, символизирующие звено истребителей. На полированном граните стилобата высечено: «Отважным сынам Родины, авиаторам 69-го истребительного полка, участникам героической обороны Одессы 5.08—16.10. 1941 г.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.