Действительно, позорней события для Одессы трудно придумать. На днях из танкера «Делфи», что лежит на боку в акватории популярного городского пляжа «Дельфин», произошла утечка нефтепродуктов. Сколько там вытекло топлива или остатков содержимого из танков, до сих пор выясняют соответствующие экологические службы.
Примечательно, что экологическую аварию обнаружили… по запаху. Это сколько же вылилось углеводородной дряни в море, чтобы отравить и воздух! Ведь, как оказалось, если в первые месяцы после крушения танкера мониторинг состояния воды в районе пляжа «Дельфин» проводился ежедневно, то с апреля – раз в неделю. И вполне возможно, что маслянистые пятна еще бы несколько дней гарцевали по морским волнам, ожидая еженедельного мониторинга, если бы не выдал запах…
В общем, разлив нефтепродуктов обнаружен. И что? Какие действия властей?
Первое – решено установить дополнительные защитные боны вокруг судна. Будет усилен мониторинг экологического состояния морской воды. Продолжится совместное патрулирование муниципальных служб с органами Нацполиции и Государственной пограничной службы с целью «…предотвращения травмирования граждан и недопущения купания».
И все! Это все меры воздействия, товарищи! Ну, не позор ли? Полгода (!) танкер «Делфи», как мина замедленного экологического действия, лежит у пляжа, грозя в любой момент произвести «залповый выброс нефтепродуктов», и никому до этого дела нет. Но чтобы никто не говорил, что власть бездействует, давайте просто пляж закроем, и число охранников увеличим, дабы отгонять любопытных…
А недавно появилась информация о том, что ГП «Администрация морских портов Украины» продлила до 25 июня срок поднятия танкера. Правда, обнародованный план работ настолько неконкретен ни по срокам, ни по очередности действий, что непонятно, каким образом «Делфи» собираются поднимать.
Напомним: в феврале на заседании комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при Одесской облгосадминистрации называлось два варианта. Первый – разрезать танкер и вывезти его по частям. Это достаточно дорогая операция, долгая – в зависимости от погоды она может продлиться месяца четыре, и экологически опасная, ведь возможен разлив остатков горючего.
Второй вариант – заделать пробоины, откачать воду и с помощью буксиров поднять танкер с мели, а потом доставить его в ближайший порт. Тут тоже есть нюансы: судоподъемные работы требуют высококвалифицированных специалистов и специального оборудования. Правда, по времени это получится быстрее, чем резать судно. По оценкам специалистов из госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ»), которым теперь предстоит решать судьбу «Делфи», можно уложиться в 40-45 дней. Правда, перед тем, как начинать судоподъемные работы, придется провести тендер, дабы выбрать подрядчика. А тендерные процедуры – это тоже время.
В завершение отметим: оказывается, есть одесситы, которые считают, что усевшийся на мель танкер убирать… вообще не нужно. Мол, классная туристическая «фишка» появилась у Одессы.
Честно – не разделяю этого восторга. Но в том, что танкер «Делфи» стал символом – спора нет.
Символом того, что действенной власти, беспристрастно руководствующейся исключительно законами и обеспечивающей неотвратимость наказания, в стране, увы, нет. Вон у танкера «Делфи» сколько «нянек» — прокуратуры всех уровней, Одесская облгосадминистрация, госпредприятие «Администрация морских портов Украины», мэрия, куча всяких экологических инспекций. И что? Да ничего… Впрочем, мы об этом и без танкера «Делфи» знали.