В январе исполнится уже 108 лет со дня рождения легендарного одессита, писателя-фронтовика, общественного деятеля Ивана Гайдаенко. Уже другое время, страна другая, мы, жители этого города, тоже незаметно меняемся. Становимся лучше или хуже — это пусть оценят время и память идущих за нами.
«Всё остаётся людям!». Отец часто любил повторять эти слова. Уйдя, он оставил после себя не только более 52 книг, своё литературное наследие, но и то, что оставляет после себя каждый творческий человек — большой архив. Это неповторимая информация, собранная за годы жизни писателя: короткие заметки, газетные вырезки, фотографии, мысли, записанные на клочках бумаги, ресторанных салфетках, пригласительные на юбилеи известных людей, их письма, свои путевые дневники, мандаты съездов и конференций. Это сплошной калейдоскоп незавершённой работы и недописанного писателем.
Только через девять лет после смерти отца, в 2003 году, когда работала над книгой «Я с Вами! И я ещё молод…», я смогла обратиться к его архивным материалам. Начать заново разговаривать с ним…
Когда открываешь папку за папкой, кажется, ты нашёл давно спрятанный клад. Приоткрывая завесу прошлого, ты постигаешь уже неведомую нам, современным людям, философию того мира — чем жили и о чём мечтали наши предшественники. Тем ценнее становится содержимое найденого, тем важнее его изучение, чтобы понять многие неизвестные нашего с вами завтра, жизни, проживающей нами по-новому.
Передо мной папка «Письма читателей» — увесиста по объёму и разнообразна по географической палитре: Тюмень, Барнаул, Вологда, Астрахань, Башкирия, Казахстан, Украина и Грузия. Письма от людей из всех концов большой страны.
Сразу замечу, я не приверженец читать чужие письма. Здесь совершенно другое — переписка из открытого архива писателя уже стала документальным свидетельством, которое необходимо изучать и беречь.
На одном, ничем не приметном конверте с адресом отправителя из Житомирской области, из города Коростень, написано «Личное» и дата 17.03.1986г. Начинаю читать и понимаю: письмо пришло из мест заключения от осуждённого на то время 38-летнего Александра Тихоновича Анохина. За перо его заставила взяться статья нашего земляка писателя И. Гайдаенко «Лик и нутро мещанина», которую Александр Тихонович прочитал в журнале «Агитатор».
«Вы правы во всём, — пишет Анохин, обращаясь к автору статьи. — Вы открыли ещё одну сторону жизни, которая толкает людей на преступление…Я признаюсь, у меня в той жизни были мысли больше накопить, больше урвать. Сейчас стараюсь всем объяснить вашими словами, что мещанство позорное, уродливое явление, и от него надо избавляться, пока оно не затянуло всё наше общество в своё страшное болото…».
Затянуло. Только спустя годы, сейчас это называется по-другому — красивая богатая жизнь. И не стремиться к ней, значит, быть не в тренде, быть явным «отстоем». Понятие «мещанин», «мещанство» вообще исчезло из нашего обихода, как постепенно уходят понятия чести, достоинства, совести, честности, справедливости, нравственности.
Что же такое «мещанин» на языке современном? Все толковые словари и даже интернет трактуют это слово как «человек с мелкими, ограниченными собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором».
Хочу предостеречь читателя, я ни в коем случае не за пуританство и аскетизм, но где же у нас эта красная черта в обогащении? Всё чаще у власть имущих отказывают тормоза, и они теряют чувство ответственности перед обществом.
«Идеалы мещанина низменные и пошлые, — пишет в своей статье И. Гайдаенко. — Это обязательное владение дачей, личным бассейном, фонтаном, радужной ванной и золочёным унитазом, аквариумом в стене и собственным выездом на дорогостоящей автомашине, катере… Главное в его жизни — комфорт и роскошь, и, стремясь к этому, он не останавливается перед преступлением…».
Вот мы и подходим к главному. Значит, не коррупция, считающаяся одной из основных наших бед, мешает жить нам с вами, а мещанство как основной постулат современного украинского общества. Мещанство рождает щупальца не только коррупции, но и воровства, контрабанды, браконьерства, спекуляции, полного безразличия к человеку, бескультурья, раболепия перед долларом.
«Особо опасен мещанин в руководстве, — продолжает писатель. — Оседлает тёплое местечко — не жди от него справедливости, чуткости, добра. Руководящий мещанин и власть употребит только в своих интересах, и всякую инициативу убьёт, и раздор посеет, и путаницу учредит. Заведёт непроходимый бюрократизм и чинопоклонение. И бюрократизм перерастёт в «БЕРИкратизм», расцветут вымогательство, поборы, взятки, приписки, незаслуженные премии».
Сколько же таких примеров в нашей с вами действительности!
Предвижу, что мои оппоненты возразят: писатель этот — трибун другого времени, и жил он при социализме, а мы строим совсем иное общество — капиталистическое. Но вряд ли любое достойное, развитое общество, здравомыслящая модель государственного устройства будет ставить во главу угла и возводить в ранг закона самые низменные качества человека.
После того, что статья писателя о мещанстве прозвучала ещё и по радио, писем Ивану Петровичу от слушателей и читателей значительно прибавилось.
«Публіцисту Івану Гайдаєнко, — пишет Матвей Кириллович Кравчук из города Раздельная, 22.06.1987 г. — Як нам зганьбити цю заразу, чуму — наживу?Якось їхав дизель-потягом до Одеси. В купе були одні чоловіки. Між нами був один моряк. Говорив, як він розбагатів за вісім років роботи «в загранплавані». Має на книжці не одну тисячу. Вся сім*я носить все «заграничне». Ми уважно слухали, не перебивали. А потім запитали: а якщо завтра зникнуть гроші?
—Ну і що, — каже моряк. — Хто схоче за тридев*ять земель тинятись по океанах? За що ? Гроші та золото завжди кликали у дорогу. Так було і буде, — закінчив моряк.
А що Ви скажете про таку філософію?».
И писатель ответил: «Представьте себе, что весь род людской станет на путь наживы. Тогда наше общество при всём его трудолюбии не сможет обеспечить нормальное существование. Оно будет обкрадывать и обманывать самоё себя…
Главное богатство человека — знания, разум, умение мыслить и понимать, что ты смертный, и надо успеть внести свою лепту добра в жизнь… Мне кажется, это и отличает нас от животного…».
Неужели, чтобы осмыслить дорогу идущего, свои ошибки на этом пути, нужно оказаться в местах не столь отдалённых. Сколько же ещё нам надо лет, чтобы мы уже жили не «по-новому» и не «по-старому», а просто достойно жили, убив в себе этот заразный вирус мещанства?
Вот такие мысли вызвали у меня два письма из архива писателя совершенно разных людей той эпохи, а как перекликаются люди, письма и время.
Валентина ГАЙДАЕНКО