Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Школа-2024: приказано выжить

    Полтора года назад, 16 января 2020 года, был принят Закон Украины «О полном общем среднем образовании». Он предполагает серьезные изменения в подходах к учебному процессу, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

    Итак, что ждет украинскую школу? Прежде всего, новый закон вводит понятие «пансион» в связи с тем, что многим школьникам придется перейти на учебу в гимназию, лицей, колледж, находящийся в другом населенном пункте. Пансион надо открывать за счет средств местной громады для обеспечения приезжающих учащихся жильем, питанием, формой. А в нынешних условиях нельзя забывать еще и о безопасности пребывания в пансионе.

    Появление подобной структуры потребует средств, кадров и оборудования. Местным громадам придется непросто, так как подобные немалые расходы изначально предусмотрены не были. Как и затраты на организацию подвоза школьников к месту учебы и обратно. Тем более, что теперь школьные автобусы станут гораздо дороже: они должны быть специально оборудованы для перевозки детей с нарушениями слуха, зрения, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и колясочников.

    Статья 4 «Уровни, сроки и формы получения полного общего среднего образования» закрепляет понятия начального образования (1—4-й классы), базового среднего (5—9-й классы) и профильного (10—12-й классы).

    Полное общее среднее образование может быть получено в очной (дневной и вечерней), дистанционной, сетевой, экстернатной, семейной (домашней), патронатной, заочной формах.

    В связи с этим возникает главный вопрос: знают ли педагоги, что им придется работать в совершенно иных, чем сейчас, условиях? Для работы с подопечными в разных формах обучения (а это уже совершенно иная нагрузка), необходима способность к высокой степени профессиональной вариативности, которая присуща немногим. И готовят ли будущих учителей ко всем этим новациям в педагогических вузах? Сомневаюсь. Адаптироваться и выживать им придется самостоятельно.

    Кроме того, неясно, что такое сетевая форма получения полного общего среднего образования. Да и вообще насколько четко на законодательном уровне прописаны все вышеперечисленные формы получения образования в школе.

    Языком получения полного среднего образования Закон определяет государственный, то есть украинский язык (статья 5). Это касается государственных, коммунальных и корпоративных учебных заведений. Представители национальных меньшинств могут изучать свой родной язык наряду с государственным только в начальной школе. При этом образовательные программы могут предусматривать преподавание одного или нескольких учебных предметов (интегрированных курсов) на английском или другом официальном языке Европейского союза наряду с украинским.

    В несколько иное положение Закон ставит частные лицеи, гимназии и колледжи. Если они обеспечивают получение полного среднего образования за счет средств физических и юридических лиц, то могут сами определять язык обучения. Но при этом обязаны обеспечить освоение учащимися государственного языка на уровне утвержденных стандартов.

    Данная ситуация обязательно уже в ближайшее время приведет к росту количества частных учебных заведений, где основное время обучения будет идти на родных языках национальных меньшинств.

    К сожалению, жесткое закрепление нормы обучения на государственном языке, введенное новым Законом, противоречит ряду зарубежных тенденций. Например, в США пришли к выводу, что люди лучше интегрируются в общество, если начинают обучение на родном языке. Это уже привело к росту в США количества школ, где обучение ведется не на английском, а на родных языках семей маленьких школьников.

    Статья 10 Закона закрепляет циклы образовательного процесса. На них стоит обратить особое внимание. Первый цикл начального образования — адаптационно-игровой (1—2-й год обучения), второй цикл начального образования — основной (3—4-й год). Первый цикл базового среднего образования — адаптационный (5—6-й год), второй цикл базового среднего образования — базовое предметное обучение (7—9-й год). Первый цикл профильного среднего образования — профильно-адаптационный (10-й год), второй цикл профильного среднего образования — профильный (11—12-й год обучения).

    Похоже, любимым словом разработчиков Закона является слово «адаптация». Сначала к школе, потом — к изучаемым предметам, потом — к профильной специализации. В общем, одно привыкание. Но непонятно, чему же во всех этих циклах детей собираются учить? Не знаю этого не только я, но и педагоги, с которыми удалось поговорить.

    Дело в том, что идею объединить различные предметы в один, в Минобразования начали озвучивать еще в 2017 году. Даже разрабатывали концепцию реформы, по итогу которой предлагалось, например, химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию объединить в дисциплину «Человек и природа», а алгебру и геометрию в один предмет — «Математика». Но пока так и не определились с интегрированными курсами, которые должны прийти на смену отдельным предметам. По ним нет ни учебников, ни методрекомендаций, ни понимания того, как будут расставляться акценты в курсах, основанных на нескольких дисциплинах сразу?

    Статья 12 Закона определяет количество учащихся в классе. В начальной школе их может быть не меньше 5 и не больше 24. В средней и старшей школе — не более 30. Вводится понятие «класс-комплект». «Начальная школа может обеспечивать получение начального образования детьми одного или разного возраста в объединенном классе (классе-комплекте). Образовательный процесс в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями или в любой другой форме, которая является наиболее удобной и целесообразной для обеспечения получения учащимися начального образования, соответствующего государственному стандарту».

    Фраза «учителями или в любой другой форме» вызывает сначала недоумение, а потом вопрос: кто учить-то будет, если не учителя? Онлайн-консультанты из других учебных заведений? Или дети 1—4-х классов получат методички для самостоятельной работы?

    Дальше — еще интереснее. С целью обеспечения надлежащего качества изучения отдельных учебных предметов (интегрированных курсов) класс может быть разделен не больше, чем на 3 группы с количеством учащихся не больше 8 человек. Порядок разделения класса на группы в этом случае определяется… центральным органом исполнительной власти в области науки и образования. При этом для изучения отдельных предметов и интегрированных курсов могут формироваться межклассные группы, в которые входят учащиеся разных классов одного или разных уровней обучения. Но распределение учащихся в межклассные группы почему-то возложено уже не на центральный орган исполнительной власти, а на руководителя учебного заведения. Представляю, сколько жалоб полетит в разные инстанции, когда дойдет до реального создания групп, которым будут заниматься чиновники, не учитывая уровень подготовки детей и их межличностные взаимоотношения. Недооценка подобных моментов может свести на нет усилия самых высококвалифицированных педагогов.

    Также вводится понятие «индивидуальной образовательной траектории ученика» (статья 14). Она формируется на основании выбора форм получения общего среднего образования, учебных планов и программ, предметов и интегрированных курсов, последовательности их изучения, темпов усвоения учебного материала. Получается, что педагогу придется работать с классами, группами в классах, межклассными группами, учащимися, находящимися на инклюзивной форме обучения, а также с учащимися по их индивидуальным образовательным траекториям. Это совершенно разные подходы к работе, огромная нагрузка, нести которую, думаю, согласятся немногие.

    Новым Законом вводится ограничительная норма пребывания на посту директора коммунального учебного заведения. Это не более двух сроков подряд по 6 лет, то есть 12 лет. Таким образом, уйдут в прошлое времена, когда выпускники, представители двух-трех поколений одной семьи, называли школы по именам директоров.

    Кроме того, теперь не обязательно, чтобы директор школы имел высшее педагогическое образование. Достаточно просто высшего. Эксперты прогнозируют: человек, не имеющий педагогического образования, не знающий особенностей каждого детского возраста и более озабоченный своей адаптацией к новой сфере деятельности, чем делами учебного заведения, может наломать много дров в той сложной системе взаимоотношений, которую предлагает новый Закон.

    Светлана КОМИСАРЕНКО

    Комментирует депутат Одесского городского совета (политическая фракция «Оппозиционная платформа – За жизнь») Дина Яценко:

    «10–11-е классы в школах – упразднить, старшеклассников – в лицеи, техникумы, колледжи». Очень вкратце так выглядит следующий этап реформы образования. Такое ощущение, что реформаторы пересмотрели западные сериалы и взяли красивую картину с экрана. По логике властей, в 9-м классе ученик должен определиться с тем, чем хочет заниматься в жизни: поступать в вуз или осваивать профессию. 

    Звучит хорошо, и такая модель действительно работает в западных странах. Но мы живем в Украине. А здесь важны детали.

    Например, реформаторы решили, что создать лицей смогут только города с населением 50+ тысяч. И чтоб в составе лицея было не меньше четырех 10-х классов. То есть, детям из небольших сел и городков, которые хотят дальше учиться в 10–11-м классе (в лицее) и готовиться к поступлению в вуз, придется или переезжать в другой город, или поступать в колледж, техникум. О каком свободном выборе тогда идет речь?

    Одним легким движением руки власть убивает сразу двух зайцев: отсекает талантливых, но бедных детей от поступления в вузы, получает еще больше разнорабочих-заробитчан.

    И это только один нюанс. А их много. Готовы ли школы к реформе? А есть ли педагоги для лицеев, колледжей, техникумов? А что будет с подростками из неблагополучных семей? Не останутся ли дети на улице после 9-го класса?

    Реформаторы считают, что это «будущее образования». Или все же будущее БЕЗ образования?». 

     

    Добавить комментарий

    Сколько стоит страховка на авто в Одессе?

    Стоимость автострахования в Одессе, как и в любом другом городе, зависит от множества факторов. Ответ на вопрос “Сколько стоит страховка на авто Украина?” может значительно варьироваться в зависимости от типа автомобиля, его возраста, марки, объема двигателя, а также от выбранных страховых опций и компании. Основные виды автострахования в Одессе ОСАГО. Эта страховка является обязательной для […]

    Зоомагазин MasterZoo: лучшие товары для домашних питомцев

    Завели щенка, котенка, хомячка или даже игуану? Обязательно купите для маленького жителя все самое необходимое. Понадобится индивидуальный набор корма, покупка лежанки для сна, лотка, посуды. В зависимости от вида животного может потребоваться одежда и аксессуары, самый необходимый инвентарь для прогулки. В современном зоомагазине Masterzoo сети сервисов zakaz.ua несложно отыскать все для заботы о домашних питомцах: […]

    Как использовать майнинг пул для эффективной добычи биткоинов?

    Майнинг криптовалют, особенно биткоина, становится все более конкурентным процессом, требующим значительных вычислительных ресурсов. В этих условиях майнеры ищут оптимальные решения для повышения эффективности своих операций. Одним из таких решений является использование майнинг пулов, которые объединяют мощности участников для увеличения шансов на успешный майнинг. В этой статье мы рассмотрим, как использовать WhitePool — один из популярных пулов, чтобы […]

    Правила використання віскі для фламбування

    Така кулінарна техніка родом із Франції, назва якої перекладається як «палати», передбачає обробку страви спиртом, що горить. Для цього використовують різний алкоголь, наприклад, віскі. Напій має димні та пряні ноти, які передаються їжі під час фламбування. Як обрати віскі При підборі спиртного враховуйте міцність, смак та поєднання з компонентами страви. Для фламбування використовують віскі з […]