Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Банки, почта, железная дорога

Итак, в Украине опять заговорили о большой приватизации. На этот раз предложение выставить на продажу солидные государственные активы в виде банков, а также долей в «Укрзализныце» и «Укрпоште» прозвучало уже от новой власти.


Напомним, что тема большой приватизации давно витает над страной. В частности, команда бывшего президента Порошенко заговорила о желании распродать все, что ценного осталось в государстве, сразу после прихода к власти, в 2014 году. Преподносилась идея большой приватизации как инструмент борьбы с коррупцией, дескать, условия в экономике должны быть одинаковыми для всех участников — как частных, так и государственных предприятий. Правда, оппоненты Петра Алексеевича указывали на то, что объявленная им большая приватизация больше смахивала на форму благодарности иностранным партнерам, которые помогли ему стать во главе Украины.

Но что-то у Порошенко пошло не так. Большая приватизация так и не состоялась, обещанных прозрачных торгов не случилось, крупный иностранный инвестор в Украину не зашел. В результате в прошлом году при плане в 18,8 миллиарда долларов распродажа государственной собственности принесла лишь 269 миллионов гривен. В нынешнем за полгода выполнено лишь 1,6 процента от задания на 2019-й. Из-за таких слабых результатов госбюджет не досчитался солидной суммы в доходной части, дефицит пришлось покрывать за счет других источников.

И вот теперь о планах большой приватизации обмолвилась команда Владимира Зеленского. Не будем сейчас касаться вопроса, нужно ли вообще продавать банки, доли в «Укрзализныце» и в «Укр­поште». Спросим попроще: а возможна ли в принципе такая распродажа? И что нужно государству сделать, дабы инвесторы, что отечественные, что иностранные, обратили на данное предложение внимание?

Начнем с госбанков. В Украине державе принадлежат четыре финучреждения — «Ощадбанк», «Укр­эксимбанк», «Укргазбанк» и с недавних пор «Приватбанк». Примечательно, что только «Приват» показал по итогам прошлого года солидную прибыль. Остальные три госбанка отработали фактически в «ноль», при этом часто пользуясь поддержкой государства. Получается, что выгоднее всего начинать большую распродажу банков именно с «Приватбанка», за который можно получить дороже остальных.

Но вот закавыка — данный актив является, как говорят сейчас, токсичным. Суды по-прежнему рассматривают многочисленные иски, связанные с обжалованием процедуры национализации данного финучреждения. И какое Фемида вынесет решение, непонятно. Остальные госбанки, считают аналитики, целиком ни один инвестор не рискнет купить. В силу различных причин. Получается, что большая приватизация для банковского сектора — перспектива не сегодняшнего дня.

Депутат Одесского областного совета Виктор Баранский так прокомментировал ситуацию с возможной приватизацией: «Если честно, то разочарован намерением новой власти решать проблему наполнения бюджета страны не за счет возрождения экономики, а за счет распродажи ведущих предприятий. Напомню, что в прошлом году ничего из этой затеи не получилось, план по большой приватизации был провален. Вряд ли сейчас удастся привлечь серьезных инвесторов. Ведь инвестиции, как известно, любят тишину. А в Украине мира нет, и пока не ясно, каким образом война будет остановлена».

«Укрпошта». В последнее время данное предприятие сопровождают громкие скандалы. Еще в памяти недавний демарш руководителя «Укрпошты» Игоря Смелянского, требовавшего от госказны немедленного погашения затрат на доставку пенсий пенсионерам и угрожавшего прекратить выполнение социальной миссии, если денег не дадут. Деньги дали. Но проблема с доходностью работы «Укрпошты» не решена. Правда, И. Смелянский предлагает продать не все предприятие, ставшее публичным акционерным обществом, а только 25 процентов акций.

Критики этой идеи напоминают, что «Укрпошта», кроме доставки пенсий, выполняет еще одну социальную функцию — доставляет периодику. В качестве аналогии скептики приводят пример «Укртелекома». Компания, став частной, ничем особенным не отличилась. И граждане, не дождавшись качественного улучшения связи, стали массово отказываться от стационарных телефонов. Но на данном рынке есть конкуренция, и потребитель может выбирать себе телефонного оператора. А пенсии и газеты, кроме «Укр­пошты», носить некому. Но будет ли она это делать, когда станет частной?

В работе «Укрзализныци» тоже есть социальная составляющая — это пассажирские перевозки. Они убыточны. Затраты перекрывают грузовые перевозки. При этом специалисты называют отечественную железнодорожную отрасль одной из самых коррумпированных. Денег там крутится огромный объем, а общий объем убытка «Укрзализныци» за 2018 год составил полмиллиарда гривен. Несмотря на постоянные вливания из бюджета, по-прежнему не хватает денег на ремонт железнодорожного полотна, обновления вагонов и подвижного состава.

Стратегия приватизации «Укрзализныци», считают специалисты, наверняка будет заключаться в попытке вывести прибыльные грузовые перевозки в отдельный актив. Так они будут интересны инвесторам. Ну, а пассажирские перевозки, социальную сферу и прочие проблемные активы и пассивы оставить государству — пусть мучается. Получается, что приватизация «Укрзализныци», как и продажа «Укрпошты», не решат главного вопроса — кто и как будет выполнять социальные миссии этих предприятий: доставлять газеты и пенсии, возить пассажиров в поездах и электричках?

И последнее. Можно строить какие угодно планы по большой приватизации, но они всегда будут под угрозой, если государство не обеспечит надежной юридической защиты инвестиций. Ведь провал программы привлечения инвесторов при правлении Порошенко произошел, в том числе, и из-за этого.
Вспомним, к примеру, как в прошлом году в Киев прилетала с официальным визитом президент Эстонии Керсти Кальюлайд, которая сразу же начала пытать нашего гаранта (вот стыдоба!) о том, что сделала украинская держава в лице судебной системы для защиты эстонских инвесторов и возврата незаконно отнятой у них собственности. Порошенко, по традиции, пообещал разобраться и, по другой уже традиции, обещания не выполнил. Но насколько сегодня судебная система готова отказаться от прежней порочной практики «крышевания» рейдерских захватов иностранной собственности. пока неясно.

Так что вначале нужно восстановить доверие, а потом уже начинать разговоры о большой приватизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.