Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Два Фраполли, и не только…

Стоит только слегка затронуть тему «итальянцы в Одессе», как на нас обрушится целый поток имён и фактов, доказывающих в том числе, что и само происхождение Одессы, и даже её имя не более и не менее, как итальянские…


Так, президент Общества Данте Алигьери в Одессе Виктор Ануси заставляет нас обратить пристальное внимание на то, что основатель Одессы Иосиф де Рибас — неаполитанец не только по месту рождения, но и по мировосприятию. Что он вообще-то не Хосе (тем более — не Иосиф), а Джузеппе. Что де Рибас «был носителем в первую очередь итальянской культуры» и потому «сформировал концепцию Одессы как неаполитанский градостроительный проект и привнес итальянскую матрицу на эту территорию в полной мере». Что «до 1794 года никто не хотел рассматривать это место для приложения инвестиций, пока де Рибас не нашел четкую формулировку для Екатерины: только новый город европейского типа, торговый форпост России на Черном море сможет увековечить наши имена!» И более того, Одесса получила своё имя в результате трансформирования названия города Одес древнеримских времён (правда, нам ближе почему-то греческое Одессос), так как слово «город» звучит «на итальянском la citta` — женского рода, отсюда — Одесса». Всем известный А. А. Скальковский заявлял, что имя городу дала Императорская Академия Наук по предложению «начальника гавани» адмирала Иосифа де Рибаса, а потому такая версия имеет основания. Впрочем, наш современник Олег Всеволодович де Рибас развил подброшенную ему иную идею итальянского же происхождения имени нашего города — от слова «adesso», которое «так и произносится», а переводится, как «сейчас».

Вспомнив, что екатерининский рескрипт предписывал «приступить, не теряя времени» к созданию порта и города и, что в народе практиковалось название то «Адес», то «Адессы», и, приведя множество других доводов, Олег де Рибас поддержал такую трактовку.

Ещё одну интересную особенность заметил Виктор Ануси. День подписания Екатериной II рескрипта о создании гавани и порта совпал с годовщиной бракосочетания де Рибаса «явно как подарок за заслуги. Подарок тому, кто всю жизнь мечтал о создании города. И это не просто подарок на бумаге — он был подкреплен двумя миллионами золотых».

Вот и архитекторы Фраполли, как нам видится, вовсе не случайно «сейчас же» и «не теряя времени» оказались в Одессе. Творчество Франсиско и Джованни Фраполли (возможно, братьев) привлекает внимание не случайно — это самое начало формирования Одессы, основ всей её будущей организации и облика. В написанном профессором истории Новороссийского университета В. А. Яковлевым (1840—1896) к 100-летию Одессы очерке «Кое-что об иноплеменниках в истории Одессы» читаем: «Первые архитекторы Одессы были по преимуществу итальянцы. Они придали даже строениям города особый тип. Излюбленный вид фасадов непременно украшался колоннами. Колоннады эти почти вовсе исчезли из Одессы, но еще все помнят их, например, в здании думы, музея общества истории и древностей, у архиерейского дома, в лавках на базарах греческом, старом и новом, и др.». Итальянцы создавали облик европейской Одессы и не могли поступить иначе — они делали то, что любили.

Франсиско (Франческо) Фраполли был тоже, как предполагают, уроженцем Неаполя, родины де Рибаса. Уже в 1798 году оказался на службе в Одессе, в комитете для строительства порта и города, занимаясь изначально реализацией того, что было в основе рескрипта Екатерины II, — строительством портовых сооружений по проектам и под руководством Франца Деволана. В том же году выполняет чертежи одних из первых храмов города — святых Николая-Чудотворца и Великомученицы Екатерины, а в следующем занимается строительством основы будущей Одессы — морского порта. В первые два десятилетия города его деятельность играет ведущую роль в формировании архитектурного облика города — его лица, которое вскоре увидит Пушкин и в которое влюбится. Правда, Одесса первых десятилетий в основном двухэтажная. Но сторонник ампира, думается, создавал здесь кусочек своей родины — итальянские домики с двориками-патио и непременными галереями. И всё это на фоне отмеченных поэтом первых парусов в порту. Хотелось бы вполне это и теперь увидеть.

По имеющимся данным, Ф. Фраполли занимался и достройкой по своему проекту дома Феликса де Рибаса на нынешней Дерибасовской, 24. Феликс Михайлович стал одним из первопоселенцев и предпринимателей города, почётным консулом Неаполитанского королевства, единственным из четырёх братьев навсегда остался в Одессе. Его дом — один из первейших в городе, который, по заключению О.В. де Рибаса, стоял уже на своём месте в 1796—1797 годах. В нём жили некоторое время и основатель города Иосиф де Рибас и дюк де Ришелье. Сегодня этот дом — памятник истории и архитектуры (решение Одесского облисполкома №480 от 1995 года), но… Сказать о том, что он как следует «охраняется государством», было бы, мягко говоря, неправдой. Первый этаж дома невозможно увидеть вообще: он застроен кафе-рестораном и баром. Второй этаж чуть виден из-за закрывающего его широченного козырька кафе, но можно разглядеть, что окна его стали каким-то чудом… металлопластиковыми. А на то, что над ним надстроена мансарда, невозможно смотреть без боли… В результате, представить, каким был этот исторический домик и памятник градостроительства изначально, не представляется возможным… Это просто позор Одессы наших дней.

Ф. Фраполли построил первый одесский Городской театр (1804—1809), а также Центральный корпус и одно крыло Городской (ныне – инфекционной, на Пастера, 5) больницы (1806 – 1808,1810,1818) по проектам петербургского зодчего Тома де Томона. Здесь следует отметить, что руководивший строительством архитектор становился практически соавтором проекта, представлявшего часто лишь чертежи фасадов построек.

Франсиско создал в Одессе самые значительные духовные здания: Спасо-Преображенский собор на Соборной площади (1804—1809), ещё деревянный тогда первый костел (1805) и Свято-Троицкую церковь (1808, достроил А. Тодоров 1900—1908) на Екатерининской улице, церковь Покрова Богородицы (1812—1822) на Александровском проспекте. Строил и первую почту (1812) на пересечении Почтовой улицы (поэтому так названной) с Ришельевской улицей. Вчитайтесь: Франсиско разработал (очевидно, детализировал) генеральный план города с общественным центром над морем (1818).

Он же создал множество крупных торговых сооружений, в том числе первый и памятный архитектурный ансамбль Одессы — Греческий базар, окружённый 2-этажными магазинчиками с колоннами на всю высоту, подобные торговые ряды Новобазарной площади (1810-е гг.), фрагментарно сохранившиеся, и подобные ряды на Новорыбной улице, мясного базара на Резничной улице. Создал полтора десятка жилых домов (1805—1812). Сохранилось из них за 200 лет немного и продолжает сноситься из-за настигшей их ветхости и нежелания спасать старый город, навис уже топор уничтожения над мясными рядами у «Привоза» и складским зданием-памятником (позже – Школа морского обучения) на углу Приморской улицы и Польского спуска. Увы…

А Джованни Фраполли достоин отдельной публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Незабываемый праздник борьбы

Более 900 участников из шести стран – Болгарии, Казахстана, Литвы, Молдовы, Финляндии и, естественно, Украины – собрал традиционный турнир по греко-римской борьбе, посвященный памяти заслуженного тренера Украины Константина Константиновича Пульчо.

Жесткая вода: зачем ее смягчать и как это сделать самостоятельно

Жесткая вода имеет высокое содержание минералов, чаще всего кальция и магния. Эти минералы оставляют отложения, которые засоряют канализацию и оставляют налет на кафельной плитке, могут не дать мылу пениться, могут оставить следы на волосах и коже. Исследования не обнаружили прямой угрозы для здоровья от минеральных отложений, не выявили никаких медицинских причин для рекомендации смягчения жесткой […]

Что вы знаете о религиозных традициях: сходство и различия в разных культах

У многих из нас, даже у тех, кто редко заходит в церковь, периодически возникают вопросы относительно церковных обычаев и обрядов. Традиционно религия тесно связана с нашей культурой, и ответить на эти вопросы могут не только священники, но и те, кто занимается изучением истории или философии, пишет Одесская жизнь

История первой одесской газеты: что разозлило Светлейшего князя?

Сегодня в нашем городе ежедневно выходит множество печатных и интернет изданий. Все они, естественно, конкурируют между собой и борются за внимание аудитории. А хотите знать с чего все начиналось? В этой публикации будет подробный рассказ о первой газете нашего города, людях, которые ее создавали и первом случае строгой цензуры статьи, содержание которой привело в бешенство […]